Экспериментальная часть исследования была организована на базе МОУ СОШ № 20 г. Архангельска.
Цель (практического) исследования: изучить особенности жестикуляции как одного из ведущих компонентов невербального общения в деятельности педагога дополнительного образования.
Задачи исследования:
- уточнить методику исследования жестикуляции педагога, предложенную В.А.Петровой;
- провести серию наблюдений и анкетирование педагогов дополнительного образования;
- проанализировать полученные эмпирические данные.
Методы исследования. Для получения полноценных и достоверных результатов использовались методы: наблюдение, анкетирование, беседа, количественный и качественный анализ полученных данных.
Этапы исследования:
1. Планирование исследования, поиск, корректировка и подготовка текста анкеты.
2. Проведение анкетирования педагогов дополнительного образования и наблюдений на серии занятий (март 2010 – апрель 2010г.).
3. Обработка и первичный анализ полученных эмпирических данных.
4. Оформление результатов эмпирического исследования.
Ход исследования:
Настоящее исследование было организовано в 10 различных группах детей (под руководством трех педагогов дополнительного образования). Оно проводилось в течение нескольких занятий.
В ходе наблюдения выявлялось, какие жесты, и с какой частотностью употреблялись педагогом в ходе занятия. В результате проведенных наблюдений были зафиксированы наиболее часто используемые педагогами жесты, а также частота их использования за занятие.
Краткое описание категорий жестов:
1. Указывающие жесты (пальцем или указкой) часто рассматриваются как жесты агрессивности и превосходства (Петрова), хотя, на наш взгляд, они боле всего употребляются как жесты, подкрепляющие информацию, или ориентирующие учащегося в образовательном пространстве.
2. Сцепленные пальцы – жест напряженности, который считается нежелательным в ходе педагогического общения.
3. Теребление указки, кольца, почесывание головы – жесты, свидетельствующие о неуверенности, повышенной тревожности.
4. Использование скрытых барьеров (с помощью предметов, стола и пр.) – жесты защиты педагога от нежелательных воздействий со стороны окружения, поиска опоры в случае неуверенности в себе.
5. Руки в бока (упираются в талию, «женская боевая поза» по Е.Петровой) – жест, давления на детей, доминирования и агрессивности.
6. При слушании ответов указательный палец (ладонь) подпирает щеку – жест критичного, негативного отношения к собеседнику, информации, которую он сообщает.
7. Стучит по столу – выражение недовольства, ярости, гнева.
8. Раскрытая поза, в том числе раскрытые ладони – жесты, свидетельствующие о положительном, открытом для взаимодействия общении, предполагающем равноправный, демократический стиль педагогической деятельности.
9. Опирается на стол, стул руками– жесты, выражающие определенную степень недовольства ситуацией, поиск опоры для придания уверенности в себе.
10. Описательно-изобразительный жест (руками) – жесты, помогающие описывать тот или иной предмет, процесс, феномен, то есть жесты, дополняющие вербальную информацию.
11. Прикрытие рта, потирание уха, глаза – жесты неуверенности в себе.
Полученные в ходе наблюдения результаты обсуждались с педагогами после занятий. Затем им предлагалось ответить на вопросы анкеты.
Полученные результаты, в основном, свидетельствуют о том, что лидирующее место заняла категория «указывающий жест» (ранг I), что говорит о специфике педагогического труда, в котором жесты указания используются в качестве заместителей вербальных обращений для быстроты общения, сворачивания речевого высказывания. На второй план выходят закрытые позиции педагогов при работе с детьми, тем не менее, не последние места занимают категории «раскрытая поза», «описательно- изобразительный жест» (5 и 3 позиции соответственно), что говорит и о желании ряда педагогов дополнительного образования работать с детьми, входя с ними в тесный контакт.
Группа жестов, составленная из категорий 5 и 7, заслуживает особого внимания. Прослеживание этих жестов в ходе взаимодействия в системе «педагог - воспитанник» говорит об уровне авторитарности, что, как правило, подтверждается и вербально.
Результаты наблюдений, анкетирования и бесед с педагогами дополнительного образования и их анализ позволяют сделать следующие выводы:
1. Опытными педагогами часто планируется использование определенных жестов на занятии, многие из жестов (в особенности указательные жесты) четко продумываются заранее.
Особенности пространственной ориентировки детей
Ориентировка в пространстве требует умения пользоваться какой-либо системой отсчета. В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе так дошкольного называемой чувственной системы отсчета, т. е, по сторонам собственного тела. В дошкольном возрасте ребенок осваивает словесную ...
Функции, специализация и направления социально-педагогической работы с
детьми
Образовательно-воспитательная
. Обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых, содействие педагогической деятельности всех социальных институтов микрорайона-семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, мик ...
Психолого-педагогические основы изучения проблемы
пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического
развития
Формирование образов окружающего мира у детей с ЗПР осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений. Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и в ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.