Педагогика и образование » Учебно-воспитательная работа в школах в послевоенный период » Особенности воспитательной работы в советской школе

Особенности воспитательной работы в советской школе

Страница 1

Образование играло ключевую роль в решении проблем идейно-политического воспитания в государстве. Воспитательные возможности социальных наук осознавались и использовались властью в формировании нового типа личности. Директивы, исходившие «сверху», содержали в себе строгие ориентиры и систему требований, предъявляемых к учащейся молодежи. «Нормой» считалось должное социальное поведение, выражавшееся в горячей любви к Родине и преданности ей, бдительности и подозрительности по отношению к «врагам» государства, убежденности в социалистических идеалах, основанное на ценностях коллективизма, интернационализма, опиравшееся на чувство социального оптимизма и чувство ответственности за все происходящее вокруг. Воспитание в школе должно было прививать коммунистическую мораль и нести необходимую эмоционально-нравственную нагрузку.

Особое значение играет формирование «образа врага» как внешнего (нацистская Германия, капиталистические Великобритания и США и другие государства), так и внутреннего, классового врага. С «врагами» и «предателями» нужно было вести активную и жесткую борьбу, даже если таковыми являлись родственники, близкие друзья, соседи, знакомые.

Основными направлениями развития образования были поставлены задачи перехода от семилетнего на всеобщее среднее образование (десятилетка) в крупных городах республиканского подсинения, в крупных промышленных центрах, а также подготовка дальнейшего развития его в остальных городах и сельских местностях, обеспечение увеличения приема в педагогические институты на 45% в 1951-55гг., по сравнению с приемом 1946-1950 гг., рост строительства городских и сельских школ примерно на 70% по сравнению с предыдущим пятилетием. В целях повышения социалистического воспитательного значения общеобразовательной школы и обеспечения учащимся, заканчивающим среднюю школу, условий для свободного выбора профессий введение политехнического обучения в средней школе

Особый интерес представляют некоторые данные о развитии общеобразовательной школы по такому мощному индустриальному центру, как г. Горький. Начальным обучением здесь в 1933 году было охвачено 34 209, в 1944 г. — 48 268, а в 1945 г. — до 59 тысяч детей. Резкий скачок в росте в 1945 г. свидетельствовал о начавшемся бурном послевоенном подъеме в жизни г. Горького.

В Сормове в 1913 году образование выше начального получили 280 человек, а в 1945 году — 4897 человек. На основе общих успехов послевоенного восстановления и развития народного хозяйства возникли условия для перехода к всеобщему семилетнему обучению, к укреплению и расширению среднего образования. Горьковская область одной из первых в Российской Федерации приступила к осуществлению семилетнего всеобуча, введя его в городах и поселках еще до 1948 г. За период с 1948 по 1952 г. 118 начальных школ реорганизованы в семилетние, а на базе семилетних школ открыто вновь 26 средних. Ярчайшее выражение заботы нашей партии и правительства о дальнейшем развитии нашей социалистической культуры, о просвещении народа мы видим в исторических решениях XIX съезда партии. В директивах XIX съезда была поставлена задача завершить к концу пятилетки переход от семилетнего на всеобщее среднее образование (десятилетнее) в столицах республик, городах республиканского подчинения, областных, краевых и крупных промышленных центрах, а также подготовить условия для перехода в следующей пятилетке к всеобщему среднему образованию в остальных городах и сельской местности. Перед партийными, советскими органами и отделами народного образования области была поставлена громадной государственной важности задача — расширить и укрепить сеть средних школ, значительно увеличить число школьных интернатов, принять меры по укреплению учебно-материальной базы школ и обеспечить вновь открываемые средние школы квалифицированными учительскими и руководящими кадрами. В период с 1950 по 1957 год число средних школ возросло на 154. Выпуск учащихся из 10 классов школ Горьковской области возрос с 1916 человек в 1950 году до 15 443 человек в 1956 году. Неузнаваемо изменилась за эти годы сеть средних школ в сельских районах области. В связи с расширением среднего образования и проведением мероприятий, необходимых для перехода к всеобщему политехническому обучению, улучшилась учебно-материальная база школ, значительная часть зданий капитально переоборудована. За последние два года школы области получили оборудование на сумму свыше 2 миллионов рублей. Одновременно с расширением сети массовых школ растет в области число школ рабочей и сельской молодежи, позволяющих юношам и девушкам получить законченное семилетнее или среднее образование без отрыва от производства. Только за последние три года в нашей области получили аттестаты зрелости свыше 5000 выпускников школ рабочей молодежи и закончили семь классов школ сельской молодежи свыше 4000 человек.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Проблема развития личности старшеклассника, психологические основы методики преподавания мировой художественной культуры в школе
Целью курса мировой художественной культуры в школе является использование силы воздействия различных искусств для формирования личности старшеклассника, его идейно-нравственных убеждений, составляющих основу мировоззрения и жизненных позиций. Путь к достижению этой цели лежит через формирование и ...

Гипотеза исследования
«Ядром» социально-нравственного развития, его основным содержанием является: умение хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения, в овладении навыками всевозможных способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера, чуткости к эмоци ...

Содержание и роль линии уравнений и неравенств в современном школьном курсе математики
Ввиду важности и обширности материала, связанного с понятием уравнения, его изучение в современной методике математики организовано в содержательно-методическую линию уравнений и неравенств. Здесь рассматриваются вопросы формирования понятий уравнения и неравенства, общих и частных методов их решен ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0215