Особенно важной в области воспитания молодежи играла деятельность общественных организаций: комсомола и пионерии.
В условиях мирного времени важно было убедить массы молодежи в необходимости их повседневного будничного труда на благо народа, их организованности, дисциплинированности с учетом наличия в стране экономических трудностей (недостаток жилья, продовольствия и т. д.), необходимым фактором социального стимула школьников явилось развитие деятельности комсомола и пионерии. Усилия комсомола были направлены также на улучшение лекционной пропаганды среди молодежи. С 1945 г. во всех обкомах и крайкомах комсомола были созданы лекторские группы, а в PK и ГК ВЛКСМ— группы докладчиков. Большой популярностью пользовались специальные чтения для молодежи: Ломоносовские (в Москве и Ленинграде), Горьковские (в Ленинграде и Горьком), Пушкинские (в Москве и Куйбышеве) и др. С лекциями выступали видные ученые, партийные работники, деятели искусства и литературы. Вся идейно-политическая и культурная работа комсомола была направлена на воспитание у молодежи советского патриотизма, преданности делу коммунизма. Еще в 1943 г. по инициативе комсомола Советское правительство приняло постановление об организации вечерних школ рабочей, а позже и сельской молодежи. Создание этих школ давало возможность юношам и девушкам без отрыва от производства завершить свое образование, прерванное войной. Комсомольские организации проявляли большую заботу о развитии школ рабочей молодежи, о привлечении к учебе широких масс работающей молодежи, участвовали в ремонте помещений, обеспечении школ топливом, учебниками, наглядными пособиями. Учеба в вечерних школах была признана важным комсомольским поручением. Предметом особой заботы комсомола было обучение кадров вожатых, подавляющее большинство которых в послевоенные годы составляли выпускники средних школ. Через институты усовершенствования учителей и районные педагогические кабинеты было организовано обучение старших пионервожатых школ и детских домов основам педагогики и психологии, методике пионерской работы. Ежегодно стали проводиться осенние и зимние лагерные сборы старших и отрядных и вожатых-новичков и ежемесячно — на базе Дворцов и Домов пионеров — семинары вожатых. Во многих педагогических вузах с 1947 г. были введены факультативные курсы пионерской работы; в педагогических училищах открыты отделения подготовки старших пионервожатых — учителей начальных классов. Выпускники этих отделений составили затем стабильное ядро кадров пионерских работников. ЦК ВЛКСМ принял меры по дальнейшему развитию самодеятельности пионеров и повышению роли органов пионерского самоуправления. Для усиления роли пионерской организации в работе с учащимися начальных классов ЦК ВЛКСМ разрешил принимать в пионеры школьников 9 лет. Ценными формами развития общественной активности и инициативы пионеров были тематические вечера в школе, товарищеская помощь отстающим в учебе, смотры технического творчества пионеров и школьников, олимпиады художественной самодеятельности, работа с младшими школьниками по месту жительства.
Одной из действенных форм помощи пионерской организации в развитии познавательной активности детей и подростков стали ежегодные Всесоюзные путешествия тюнеров и школьников по родному краю. Тысячи лучших из них были награждены значками ЦК ВЛКСМ «Юный путешественник». Широко развернулось в эти годы движение юных натуралистов, тимуровское движение.
Таким образом, комсомольские и пионерские организации выполняли огромную роль в деле воспитания нового человека. В сложившихся условиях происходило смягчение действия последствий войны на развитие молодого поколения советского общества, формировались социально значимые идеалы, которые утверждались в духе коллективизма, взаимопомощи, через укрепление дисциплины, заинтересованность в общей совместной внеклассной работе. В итоге даже склонные к социально девиантному поведению члены молодежной среды чувствовали свою психологическую значимость в деле построения коммунистического общества в случае участия в делах комсомола либо пионерии, однако те, кто по тем или иным причинам, был не вовлечен в данный процесс, испытывали серьезный психологический дискомфорт, что, в общем-то, мотивировало их стремление к сотрудничеству с коллективом.
В работе достигнута цель исследования - показана роль учебно-воспитательной работы советской школы в СССР и на примере Нижнего Новгорода в послевоенные годы.
Послевоенные годы были отмечены периодом восстановления и преодоления огромных разрушительных последствий прошедшей войны. В сфере средней школы наблюдаются негативные тенденции отсева школьников из школы по ряду обстоятельств (тяжелое материальное положение семей, повышение доли сирот-беспризорников и, как следствие, детей с девиантным поведением среди молодежи). В борьбе с этими явлениями, а также в соответствии с курсом партии и правительства на восстановление народного хозяйства и создание мощной экономики, советское государство проводит политику всеобуча, включающую в себя как строительство школ и работу по привлечению детей в средние школы, так для работающей молодежи создается система вечерних школ и школ рабочей и сельской молодежи, призванных восполнить пробелы среднего образования для работающей молодежи, открываются военные училища. Развивается сеть интернатов. Принимаются новые учебные планы, в которых упор делается на развитие политехнического образования, вводится физическая подготовка и труд. Школа призвана осуществлять задачу воспитания идеологически подкованного нового человека, преданного коммунистическим идеалам. В школьнике формируются чувство патриотизма, коллективизма, общественная активность. Таким образом, советская школа в послевоенный период достигла впечатляющих успехов, несмотря на жесткий идеологический пресс и политику поиска “врагов народа” коммунистической партии, и мероприятия, предпринятые правительством в послевоенное время позволили советской системе образования создать базу для развития ее как одной из самых лучших в мире и советское образование явилось базой для обеспечения производства квалифицированными кадрами в эпоху экономического подъема страны в последующие годы.
Рекомендации по внедрению высоких интеллектуальных
технологий на уроках биологии в средней школе
Общие методические правила развивающего образования На уроках создается психологический комфорт с помощь следующих основных условий: уважительного общения, соблюдением учителем и учащимися школьных правил, справедливого отношения учителя к результатам работы учащихся, помощи со стороны учителя учащ ...
История развития учения о голосе и его нарушениях
Изучение патологии голоса и способов его восстановления является одной из проблем логопедии. В последние годы область педагогического воздействия при различных нарушениях голосового аппарата значительно расширилась, получив наименование фонопедия. Фонопедия — комплекс педагогического воздействия, н ...
Система культурологической интеграции гуманитарных знаний
Начиная еще с античных времен, философы ставили и обсуждали вопросы, связанные с изучением культуры: об особенностях человеческого образа жизни по сравнению с образом жизни животных, о развитии знаний и искусств, о различии между обычаями и поведением людей в цивилизованном обществе и в «варварских ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.