Второй этап охватывает период со второй половины XVII – до конца 30-х гг. XVIII столетия. Он является переходным и характеризуется переориентацией русской церкви на западные формы богослужебного пения (в сущности уже культовой музыки) и усвоение при этом не канона, а концертирующего многоголосного стиля новой инструментальной природы, охватывавшего также и сферу внебогослужебного пения и стремительно развивавшейся инструментальной музыки. https://www.bordur-trotuar.ru плитка тротуарная вибропрессованная катушка.
Под влиянием первого музыкально-теоретического руководства, имевшего уже научно обоснованный инструктивный характер, изменяются традиционные русские невменные и двузнаменные азбуки, приобретая вид пособий, направленных на развитие практики, а не на ее обобщение и описание.
К третьему периоду (с 40-х гг. XVIII – первая четверть XIX века), выделяемому по таким признакам как бурный рост светской музыкальной культуры европейского типа, осваивающей практически все актуальные для западной традиции жанры; изменение методов подготовки музыкантов, базирующихся на непосредственной коммуникации учителя и ученика, хотя и не охватывающих всей музыкальной культуры.
Конец XVIII – первая четверть XIX века ознаменовались качественно новым этапом синтеза русской и западной культуры, когда в различных областях художественного творчества уже имеются убедительные опыты создания оригинальных произведений вполне определенно указывающих на их национальную почву.
Русская вокальная школа складывалась постепенно, найдя полное выражение в вокальном методе М.И. Глинки. Осуществленный в его творчестве синтез православного певческого искусства, народной песенности и мелоса бельканто дал жизнь явлению русской музыки, которое можно образно назвать русским бельканто.
Постепенно русская вокальная школа становится видным самостоятельным направлением в искусстве. По замечанию Б.В. Асафьева «традиции этой школы, пройдя сквозь XIX век, через плеяду композиторов и исполнителей, превратились в мастерстве Шаляпина в мировое явление. Величайший оперный певец Шаляпин стал выразителем вокально-эстетических идеалов, заветов Глинки».
Проблемы вокального исполнительства, поднимаемые и решаемые Глинкой, до сих пор актуальны. Их развитие было продолжено в советский период.
Характерным для развития отечественной вокальной педагогики в советский период было неразделимое единство теории и практики. Работа в области практической вокальной педагогики в советской системе вокального образования предполагала и теоретическое ее осмысление. Наряду с широким развертыванием работы по воспитанию кадров певцов государство организует систему для разработки теоретических основ вокального воспитания, обобщения научных и практических наблюдений в области певческого искусства. В эту систему входит, с одной стороны, поддержка теоретической работы педагогов-практиков и выпуск книг, посвященных обобщению практического опыта, с другой стороны – создание специальной организации – Государственного института музыкальной науки, призванного разрабатывать теорию вокального искусства в общесоюзном масштабе.
В дореволюционное время практические достижения русской школы были обобщены в ряде трудов вокальных педагогов второй половины XIX в. и начала XX в . Со времени первого руководства по пению А.А. Варламова, вышедшего более ста лет назад, и методических указаний М.И. Глинки – работ самобытных, оригинальных и значительных, - отечественная вокальная методика обогатилась большим количеством практических руководств по пению.
Основными русскими работами по вокальной методике, вышедшими в данный период, были:
«Учебник пения» П. Бронникова, обобщающий опыт вокальных западноевропейских школ Гароде, Лаблаша, Гарсиа, Дюпре, Панофки, Чинти Да Моро, Ваккаи и др. (с упражнениями и вокализами), одобренный Советом профессоров Петербургской консерватории;
«Школа пения» Г. Ниссен-Саломан в трех частях;
«Руководство к правильной постановке голоса» Н. Додонова, содержащее теоретическую и практическую части;
«Советы обучающимся пению» И. Прянишникова;
«Методология пения» К. Мазурина;
«Причины упадка вокального искусства» и «Вокальное искусство» К. Кржижановского;
«Новая теория постановки голоса» В. Карелина.
Изложение основных принципов этих работ можно найти в III части «Очерков по истории вокальной методологии» В. Багадурова и частично в хрестоматии «Искусство пения» И. Назаренко.
Постепенно рос багаж научных наблюдений и ученых и врачей. К началу XX века, в связи с бурными успехами различных наук, в частности физиологии и физики, передовые вокальные педагоги пришли к убеждению, что невозможно обоснованное изложение методики пения без привлечения научных данных о голосе. Мысль о том, что сложности вокального воспитания могут быть разрешены только совместными усилиями певцов, педагогов и ученых, нашли свое выражение в организации в 1911 г. Русского вокального общества. В работе этого общества приняли участие как крупнейшие педагоги и певцы, так и представители науки. Они обсуждали появлявшиеся методические руководства, пытались развить научную деятельность.
Средства развивающего обучения
Средствами развития учащихся при изучении химии являются сама система содержания курса химии, в основе которой лежит постепенное развитие химических понятий, а также активный характер учебного процесса. Система определена программой школьного курса химии и предусматривает постепенное повышение уров ...
Личностно-ориентированный подход в экологическом воспитании дошкольников
Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло, возможно, более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет луч ...
Педагогические цели профессионального обучения
Цели профессионального образования определяются социально-экономическими задачами, стоящими перед современным обществом. Профессиональное образование предполагает формирование готовности к профессиональной деятельности будущего специалиста, его самоопределение в профессиональной деятельности. Целев ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.