Курс «Найди себя» (9 класс) помогает ребятам понять себя в этот период полового созревания, формирования чувства взрослости, социальной активности, когда происходит внутренняя борьба между «Я так хочу» и «Я-надо». Главная цель этого курса – определение подростком себя в разных, иногда противоречивых жизненных ситуациях, выбор своей роли и позиции в общественной системе социальных отношений.
Курс «Управляй собой» (10 класс) учит школьников регулировать свои отношения с окружающими, уменьшать тревожность, снимать стрессовые состояния, повышать веру в собственные возможности.
Каждому юноше и девушке хочется быть интересным, успешным, счастливым, пользоваться уважением со стороны сверстников и взрослых, обладать силой, мужеством, бесстрашием, железной выдержкой. Курс «Реализуй себя» помогает будущим выпускникам подготовиться к важнейшим проблемам, которые поставит перед ними самостоятельная жизнь. 11-классники получают знания и рекомендации по организации себя, по мобилизации своих душевных и физических сил и способностей для достижения главных целей своей жизни.
В каждом разделе курса «Самосовершенствование личности» предлагаются анкеты, экспресс - опросы, практикумы, тренинги, социальные пробы.
Систематизирующей основой курса служит Я-концепция – часть общей структуры личности, в значительной мере определяющая её саморазвитие.
Р.Бернс определяет Я-концепцию как сердцевину системы развития личности, куда входят осознание личностью самоё себя, а также осознанные и неосознанные ориентации относительно жизненных ценностей, включая идентичность, статус, деяния и стремления. На ней формируются ведущие качества личности. Сначала возникает понимание того, что «Я» - это моё тело. К трём годам понимание своего «Я» у ребёнка расширяется, включая не только собственное тело, но и отношения с другими: «мой папа», «моя мама», «моя игрушка», «моя собака». Развиваясь, личность втягивает в своё «Я» всё больше объектов окружающего мира, свою деятельность, результаты своего труда. Эмоциональная оценка своего «Я» играет огромную роль в формировании характера, системы ценностей, мотивов. Так на основе образа «Я» развивается личность, обладающая внутренним единством, организованная, способная руководствоваться осознанными и устойчивыми целями.
В школьные годы Я-концпция – основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Существует положительная (+), мажорная, Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, Я значу) – утверждение личностного Я в классе через общественные мероприятия, участие в них. Отрицательная (-) Я-концепция (Я не нравлюсь, Я не способен, не нужен) мешает успеху, способствует изменению личности в отрицательную сторону. Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование у ребёнка положительной Я-концепции. Для этого в первую очередь необходимо:
Видеть в ученике уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё;
Создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности;
Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребёнка;
Предоставлять возможность реализовать себя в положительной деятельности.
Таким образом, через личностный подход мы формируем классный коллектив и проводим в нём воспитательную работу через педагогику сотрудничества, формируем ученическое самоуправление, воспитываем активность в социальном взаимодействии, межличностном и межгрупповом общении, воспитываем лидера – человека действия, которого отличают предприимчивость, инициатива, живой характер, умение общаться с людьми, конкурентноспособность, самореализованность. Большую помощь в этой работе оказывает психолог школы, который разработал систему психологических тренингов «Школа Лидера».
Помогать педагогам решать вопросы жизнедеятельности обучающихся, обсуждать проблемы учёбы, КТД, санитарного состояния школы, отношений с учителями и другими взрослыми, меж возрастного взаимодействия призван орган самоуправления старшеклассников. А.Макаренко говорил: «Дело рождает самоуправление, а не наоборот».
Влияние проблемного обучения на развитие
В своей курсовой работе я проводила исследования о том, как реализуется проблемное обучение на уроках на примере уроков математического цикла. Также мои исследования были направлены на изучение способов и правил созданий проблемных ситуаций Как показали исследования, можно выделить наиболее характе ...
Методика развития ловкости в подвижных играх с бегом у детей
старшего дошкольного возраста
Подвижные игры с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовитс ...
Музыкально-эстетическая культура личности
Формирование личности - сложный, многозначный процесс, выступающий в форме физиологического, психического и социального становления человека и определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями. Важнейшей задачей массового музыкально-эстетического воспитания является форм ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.