Не смотря на постоянные усилия по выяснению природы потребностей, содержание этого понятия остается весьма неопределенным. Необходимо помнить, что понятие потребности вводится как теоретический конструкт для объяснения активности живых существ. В психологии давно произошел отказ от взглядов на мышление человека как на первоисточник и движущую силу его деятельности, и признание потребностей исходной причиной человеческих поступков
В отечественной психологии сложилось два понимания потребностей. Одни авторы понимают потребности как объективные состояния живых существ, связанные с недостатком необходимых условий существования; другие рассматривают потребности как субъективные переживания нужды (голод, жажда, интерес и пр.). При этом очевидно, что не все необходимые условия существования и не все переживания нужды можно возвести в ранг потребностей. В работах А.Н. Леонтьева заложена иная методология подхода к пониманию потребностей. Как причина активности живых существ кроется не в их устройстве, а в особых отношениях со средой, так и потребности характеризуют не столько живое существо само по себе, сколько его отношения с миром. Как и природу активности, природу потребностей надо искать в отношениях живого существа к условиям его жизни. Потребности надо понимать не как свойство (атрибут) живого существа, его необходимую характеристику, а как характеристику отношений живого существа со своей средой. “Такие отношения складываются на нескольких уровнях: организм – среда, вид – экологическая ниша, природный субъект – общество, личность – другие личности”. Набор и соотношение потребностей каждого отдельного человека есть продукт истории его жизни, индивидуальных условий воспитания, его онтогенетического развития. Это подтверждает мнение А.Н. Леонтьева о том, что “хозяином” потребностей является человек как личность, и потребности имеют “представительство” на сложных уровнях отношений человека с миром.
Традиционно потребности классифицируются по какому-либо основанию: биологические – социальные (по природе), материальные – духовные (по характеру предмета). В.А. Иванников общую классификацию потребностей представил как пятиуровневую систему с основными и производными потребностями. А.В. Петровский выделяет три основных группы потребностей. “К человеческим потребностям относятся его витальные нужды и устремления: необходимость в пище, воде, во сне, телесных контактах, чувстве безопасности, продолжении рода и т.п.; социальные интересы: необходимость принадлежать к группе других людей, вступать в эмоциональные контакты, обладать определенным статусом, лидировать или подчиняться и т.п.; и, наконец, экзистенциональные побуждения: быть субъектом собственной жизни, творить, чувствовать само идентичность, подлинность своего существования, рост и т.п.”. Большинство отечественных психологов утверждает, что у человека существует особая потребность в общении (вопрос о происхождении потребности в общении еще не решен, лишь немногие считают ее полностью врожденной). Некоторые исследователи выделяют такие потребности как потребность в самоутверждении, в само детерминации, потребность в сильном душевном напряжении, катарсисе. У детей ярко выражены потребности во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке, познавательные потребности. Для взрослых характерна потребность в вооруженности – это потребность в средствах, знаниях и умениях, необходимых для удовлетворения других потребностей.
Потребностей, побуждающих человека к действиям, так много, что стоит последовать совету С.Б. Каверина, “избавиться от безмерного и бесконечного расширения перечня потребностей и поставить вопрос о потребностях как об ограниченном и обозримом наборе движущих сил активности личности”.
В онтогенезе потребности изменяются по своему содержанию, строению, динамическим свойствам и другим характеристикам.
П.В. Симонов вмешательство в сферу потребностей представляет в следующем виде: актуальная для человека, но слепая, неопредмеченная потребность; информация, вооружающая эту потребность способами удовлетворения; пробные действия; положительные эмоции; трансформированная, усиленная эмоциями потребность более высокого ранга, способная породить новую и перспективную цель. Путь к потребностям, по мнению П.В. Симонова, все же лежит через сознание субъекта, точнее, через вооружение его средствами удовлетворения естественных органически присущих ему потребностей. Тогда возникает вопрос, какие именно потребности стоит вооружать в первую очередь, обеспечивая тем самым их доминирование в мотивационной структуре личности. Этот вопрос не имеет универсального ответа. Сколь бы ни были значительны успехи теоретических исследований в области педагогической теории, педагогическая практика всегда остается искусством.
Воспитание самостоятельности детей старшего
дошкольного возраста в процессе ручного труда
Цель формирующего этапа эксперимента – организация работы по воспитанию самостоятельности у дошкольников старшего возраста в процессе ручного труда. На основе результатов полученных нами на констатирующем этапе нашего исследования, мы отметили необходимость развития самостоятельности дошкольников. ...
Спецификация народного воспитания в России: историко-педагогический
аспект
Исследования проблемы народного воспитания современными учеными дают право утверждать, что в педагогической науке сложилась концепция народной педагогики, установлен ее предмет, определены источники, принципы, методы, характерные особенности. Но необходимость получения обоснованных данных педагогич ...
Толерантность: подходы и понятия
Заглянув в словарь С.И Ожегова, можно найти три слова, близкие по значению: «терпение», «терпеть» и «терпимость». Терпение определяется, с одной стороны, как способность терпеть, с другой – как настойчивость, упорство и выдержка. Терпеть – 1) безропотно и стойко переносить что-нибудь, 2) мириться с ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.