Ряд исследователей рассматривает мотивацию как систему побудителей и одновременно источник активности. Интересен подход А.В. Петровского. Он пишет: «Всеобщей характеристикой жизни является активность – деятельностное состояние живых организмов как условие их существования в мире. Активное существо не просто пребывает в движении. Оно содержит в себе источник своего собственного движения и этот источник воспроизводится в ходе самого движения …» Имея в виду это особое качество – способность к самодвижению, в ходе которого живое существо воспроизводит самого себя, - говорят, что оно есть субъект активности. “Быть субъектом” значит: воспроизводить себя, быть причиной своего существования в мире”. Активность как деятельностное существование субъекта детерминировано изнутри, со стороны его отношения к миру, и реализуется во вне – в процессах поведения. Мотивация, по А.В. Петровскому, является внутренней основой активности, а деятельность – наиболее крупная единица анализа внешних проявлений активности, целостный мотивационный акт поведения. Действие в составе активности являются дробной единицей ее анализа, однако и оно может быть представлено в виде сочетания более мелких фрагментов – операций.
По Асееву понятие мотивации включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки, или диспозиции, идеалы и т. д. Все эти мотивационные явления объединяются термином «побуждения».
Мотивация как движущая сила человеческого поведения, занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая ее основные структурные образования: направленность личности, характер, эмоции, деятельность и психические процессы
Согласно концепции А. Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет, свои источники в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить, те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ними. Поведению в целом, например, соответствуют потребности человека; системе деятельностей, из которых оно складывается, - разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деятельность, - упорядоченный набор целей. Таким образом, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т. е. взаимного соответствия.
Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив, также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.
Х. Хекхаузен вводит понятие о мотиве, как сложной самоподкрепляющейся (самооценивающейся) системе. Мотив - не статичное свойство, а динамическая система, которая подкрепляется после каждого действия (поступка) и может модифицироваться не только в ходе спонтанного развития, но и при направленном формировании. Понятие «мотив» в данном случае включает такие понятия, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т. д. При всех различиях этих терминов все они указывают на динамический момент деятельности. Мотив обуславливается отношениями «индивид - среда» и направлен на разрешение существующей ситуации .
Матюхина считает, что направленность деятельности предает именно мотив, а потребность является ее предпосылкой.
Мотивация тесным образом связана с эмоциями. Одна из функций эмоций состоит в том, что они ориентируют человека, указывая на значимость окружающих человека явлений, на степень их важности, на их модальность (положительность или отрицательность).
Все психологи при раскрытии понятий мотивы и цели подчеркивали их взаимосвязь. Леонтьев говорил, что цель одного и того же действия может по-разному сознаваться в зависимости от того, в связи с каким именно мотивом она возникает. Отсюда может меняться и смысл действия для личности.
Отношения мотивации с отдельными психическими процессами (мышление, память, внимание, и др.) строятся так же, как с деятельностью вообще. Мотивационный компонент необходим для всякого целостного психического акта, всякого процесса, мотивация определяет содержательную избирательность процессов, динамическая характеристика побуждения (сила, значимость) определяет длительность и интенсивность процесса. Функциональные возможности психических процессов определяют качественно- содержательную сторону мотивации (характер интересов, ведущих потребностей) и динамическую сторону (интенсивность побуждений).
Соотношение между активизацией познавательной деятельности учащихся и
проблемным обучением
Некоторые педагоги отождествляют эти два понятия, предлагая ликвидировать и сам термин «проблемное обучение». Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен а ...
Особенности развития современной семьи
Под понятием современная семья понимается следующее: семья, живущая в современных условиях, которые отличаются от предыдущих. Так как семья - категория социально обусловленная, изменения в обществе влекут за собой изменения в семье. В педагогической теории и практике существует много уникальных, це ...
Развитие словаря в онтогенезе
Развитие словаря тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи, фонетико-фонематического и грамматического строя речи. С помощью речи, слов ребёнок осознает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с эт ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.