• организация материальных и социальных слоев жизнедеятельности: профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;
• личностное развитие: приобретение общего образования и профессиональной подготовки, общественная активность, любительские занятия;
• социальная коммуникация: формальное и неформальное общение, путешествия, передвижения внутри населенного пункта;
• восстановление энергетических затрат: потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых и сон.
Одним из элементов социализации личности является освоение ребенком окружающего мира, осознание своей взаимосвязи с ним, формирование духовно-ценностной и практической ориентации в нем. Важную часть окружения любого человека составляет региональная среда (город, село) с ее специфическим культурным наследием. Слово "наследие" этимологически близко к выражению "идти по следам", то есть пользоваться тем, что уже существует. Следовательно, объекты культурного наследия являются не только памятниками, свидетельствующими об уровне творческой деятельности людей прошлого, но и содержат в себе определенную степень пригодности для сегодняшнего дня, "для живой жизни" (Т.А. Славина). Пригодность выражается в том, что объект культурного наследия значим, полезен, необходим современному человеку, как в утилитарном, так и духовном отношении. Он является воплощение и выражением общечеловеческих, вневременных ценностей. Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, А.И. Васильева, А.В. Кирьякова и др.) указывают на то, что процесс освоения окружающего мира предполагает активное взаимодействие субъекта с действительностью. Попытки "внести" в сознание ребенка готовые знания, готовые оценки, минуя их собственную деятельность, - бесполезны. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для активного освоения культурного наследия как ценности. Прежде всего, необходимо выделить несколько важных моментов в формировании знаний о городе как ценности:
освоение информационного поля (познание ребенком разносторонней информации о самом объекте как памятнике истории и культуры);
• сознание аксиологической значимости данного объекта с точки зрения социума, общества;
трансформация усвоенных учащимся общезначимых ценностей в ранг личностно значимых (в ходе выполнения познавательных и творческих заданий, рефлексии).
Клуб интересных встреч
В школе в течение 12- лет в блоке "Учебно-воспитательная работа" работает "Клуб интересных встреч" (КИВ), являясь одной из эффективных форм социализации школьников .
№ |
Цикл |
Форма работы |
Цель |
"История в лицах", "Чтобы помнили". (о людях, которых с нами уже нет, но являющихся неотъемлемой частью нашей истории и культуры) |
Рассказ об этих людях с чтением стихов, исполнением песен, инсценировками драматургических произведений, презентаций художественных фильмов. Программы этого цикла посвящены Л.Н. Толстому, А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Высоцкому, Б. Окуджаве, Л. Филатову, поэтам гражданской войны и др |
Более глубоко изучить во внеурочное время внеклассный материал, дать возможность школьникам раскрыть свой творческий потенциал, знакомя сверстников с судьбами и творчеством интересующих их личностей. | |
"Знакомый незнакомец", "Когда душа поет". |
Встречи с реальными людьми |
Осветить творческий путь педагога по вокалу Способствовать духовному общению, нравственному росту при встречи с представителями религиозных концессий Привлечь внимание к произведениям местных художников и писателей через встречу с писателем Фроловым Способствовать развитию правовой грамотности через встречи с представителями прокуратуры и ОВД |
Заседание клуба интересных встреч "История в лицах – Белая гвардия и ее поэзия" (ко Дню примирения)
Участники – учащиеся 11 классов. Аудитория – учащиеся 10-11 классов.
Сценарный план
1. Вступительное слово.
2. Кадры из фильма "Корона Российской империи".
3. Рассказ об А. Колчаке. Чтение стихов А. Колчака.
4. Кадры из фильма "41".
5. Рассказ об И. Савине. Чтение стихов И. Савина.
6. Рассказ об Е.Ю. Кузьминой-Караваевой (Мать Мария). Чтение ее стихов.
Методика обучения двигательным действиям учащихся
среднего школьного возраста
При обучении двигательному действию следует выделить четыре основных процесса, которые обеспечивают усвоение его учениками: 1. Познавательный процесс, который состоит в осознании цели движения, его структуры и результатов в овладении суммой знаний; 2. Процесс установления и закрепления соответствую ...
Понятие метода обучения с позиции разных авторов
Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности ...
Способы создания проблемных ситуаций
На основании обобщения передового опыта можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых зна ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.