Итак, делегирующее поведение родителей сельских детей, обучающихся по тем или иным причинам в городской школе, является одним из факторов, который, умножаясь на общую дестабилизацию социальной жизни, может провоцировать формирование у детей ощущения собственной зависимости и тревожности, затрудняя процессы социального самоопределения.
Формы и методы управления процессом адаптации сельских учащихся к условиям городской школы
Основные элементы концепции ситуационного подхода к диагностике образа жизни людей и анализу механизма социокультурного процесса уже излагались. Здесь лишь подчеркну, что образ жизни каждого человека отличается неповторимыми чертами, формирующимися в силу специфики условий его жизнедеятельности и его личностных свойств. Вместе с тем тенденции к поддержанию или изменению структуры образа жизни опосредуется совокупностью обстоятельств, формирующих ситуацию, или социально-культурный контекст жизнедеятельности социальных субъектов.
Как уже отмечалось, термин "ситуация", с одной стороны, обладает категориально-теоретическим статусом: он входит в язык описания объекта и служит инструментом его анализа. С другой стороны, понятие "ситуация", обозначая совокупность действительных обстоятельств жизнедеятельности субъекта, обладает и онтологическим статусом, т.е. статусом реального (объективного) существования. Последняя позволяет в ходе ситуационного анализа образа жизни акцентировать различные аспекты контекста жизнедеятельности социальных субъектов.
Ситуация - это обстановка, совокупность значимых для социальных субъектов условий и обстоятельств, оказывающих непосредственное или опосредованное влияние на структуру и содержание их жизнедеятельности, на весь характер их общения и взаимодействия с природным, культурным и социальным окружением. Можно определить ситуацию как имеющую определенные пространственно-временные границы, значимую для воспроизводства и развития социальных субъектов динамическую ценностно-практическую организацию внешних обстоятельств бытия социальных субъектов, "втянутых" в орбиту их жизнедеятельности и непрерывно модифицирующих содержание и направленность их жизненной и социальной активности.
Рассмотрим теперь функции непосредственной жизненной среды (НЖС), от которых зависит формирование обозначенных выше человеческих качеств. Разумеется, что последние оказывают обратное воздействие на саму эту среду.
Представляется целесообразным выделить 9 таких функций. Среда должна быть адаптирующей, контролирующей, стабилизирующей, аккумулирующей, инновативной, демократичной (субъектной), коммуникативной, защищающей и идентифицируемой.
1. Под адаптацией понимается адаптация индивида к изменениям среды, к интенсивному и ускоренному развитию общества в целом. Адаптация - одна из центральных, наиболее многосторонних функций НЖС, соединяющая в себе освоение "ценностей развития", стереотипов образа жизни инновативного типа, навыков общения и психологических качеств, о которых речь шла выше.
2. Контролирующая функция, строго говоря, является элементом адаптационного процесса, однако мы выделяем ее, поскольку в современных условиях, и в особенности под воздействием научно-технического прогресса, происходят изменения в характере и средствах социального контроля. Хотя в НЖС действуют общесоциальные ценности и нормы, они могут сильно трансформироваться ею. Вместе с тем "воспитание средой", обстановкой является в обществе мощным средством адаптационного процесса.
3. Стабилизирующая функция отражает ее качество организованности, упорядоченности, инерционности. Причем речь идет как о ее пространственно-временной, так и о социокультурной стабильности, "обжитости" (наличие привычной обстановки, налаженных связей, общения и т. д.). Стабильность организации НЖС есть важнейшее средство экономии физических и интеллектуальных ресурсов, предпосылка образования культурных корней и духовной оседлости.
4. Особо выделяя аккумулирующую функцию, мы хотели бы подчеркнуть важность накопления социального и культурного потенциала индивидов, их психологической вооруженности. Причем не всяких, а по принципу всеобщее, универсальное - в единичном, т.е. местном. Так, научно-технический прогресс создает технические предпосылки выравнивания "стартовых возможностей" людей, живущих в центре и на периферии, в больших городах и поселках, посредством их подключения к общегосударственным информационным системам. Всеобщность, универсальность - мера развитости НЖС.
5. Инновационную функцию мы понимаем достаточно широко - как сумму предпосылок, способствующих переориентации на "цели развития", проявлению инициативы, формированию поискового, интенсивного типа образа жизни, выходу индивидуальной активности за пределы наличной культуры. Инновационная функция предполагает также создание такого жизненного тонуса, который способствовал бы росту психологической мобильности, мобилизации психоэмоциональных ресурсов индивида.
Предпосылки работы по орфографии в школе
В процессе формирования у учащихся орфографических умений и навыков необходимо опираться на психологические и методические предпосылки (условия), являющиеся необходимым фоном по отношению к применяемой учителем системе работы. Большое значение в процессе обучения орфографии, как и во всех других сл ...
Краткая история становления психодиагностики как науки
Корни психологической диагностики и психодиагностического метода уходят в глубь веков. Одно из первых упоминаний о психодиагностики было найдено в литературе Древнего Египта. Жрецами в то время назначались люди, выдержавшие длительные проверочные процедуры. На первом этапе "диагностики" в ...
Формы и виды обучения
В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы обучения. Дадим следующие определения: Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод. Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач. Формы обучения бывают конкретными (у ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.