Проблема родительско–детских групп очень актуальна. Дети готовы учиться общению с родителями, к получению совместного эмоционального опыта, к разделению ответственности с близким родным человеком. У многих родителей такой готовности нет. Работа родительско–детских групп важна и необходима. Детей важно учить ответственности за свою позицию в семейных отношениях, способам установления контакта в различных ситуациях общения (благоприятных и конфликтных), навыкам ассертивного поведения. У взрослых людей в результате таких занятий формируется мотив для личностной работы. Ведь путь к сердцу ребенка проходит через тайники нашей собственной личности. Доверие к себе рождает доверие к своему ребенку. На занятиях формируется такое пространство, где участники группы, выходя из привычных семейных условий, попадают в другие, созданные особым образом, где родители и дети могут по–новому взглянуть на свои отношения, поменяться местами, говорить о своих чувствах и чувствах партнера, на равных вести разговор об ответственности и подойти к самым сокровенным вопросам доверия. В этих особых условиях, через телесно–ориентированные упражнения, игру, метафору, притчу, моделирование ситуаций ребенок и родитель получают опыт совместного переживания, осознают свои истинные потребности, приобретают знания по психологии, имеют возможность здесь же актуализировать знания, научиться навыкам эффективного общения. Серия 1.435.9-24, изготовление ворот и дверей по типовым сериям ziskon.ru.
Тематический план
Тема занятий |
Кол–во |
содержание занятий | |
1 |
"Здравствуйте, это я!" |
2 |
Знакомство. Самопрезентация. Принятие правил работы в группе. Определение основных проблем общения в семье. Упражнения на формирование базы доверия. Рефлексия. |
2 |
"И дождь, и солнце…" |
2 |
Составление словаря эмоций и чувств. Рефлексия, анализ собственных эмоциональных состояний. Беседа: какие эмоции и чувства помогают в общении. Информирование: приемы снижения эмоциональной напряженности. Упражнения на отработку практических навыков. Индивидуальная работа с незаконченными предложениями (Я огорчаюсь, когда… Очень рад, когда, …) Работа в парах (ребенок–родитель). Рефлексия. |
3 |
Критерии эффективного общения. |
2 |
Разминка (психогимнастические упражнения, направленные на формирование базы доверия, улучшения настроения). Актуализация основных моментов прошлого занятия. Работа в парах – коммуникация чувств. Рефлексия в круг. Беседа: что помогает нам в общении, что мешает. Информирование: критерии эффективного общения. Работа в группах (1 группа –родители, 2 – дети), нахождение способов поведения для соблюдения критериев эффективного общения в конкретных ситуациях. Проигрывание ситуаций. Рефлексия. |
4 |
Принципы эффективной обратной связи |
2 |
Актуализация знаний и опыта прошлого занятия. : принципы эффективной обратной связи. Упражнения на отработку практических навыков. Подвижная игра. Коммуникативное рисование. Рефлексия. Контакт, еще контакт! Проговаривание эмоциональных состояний. Ситуационная игра "В чужом городе". Анализ ситуации. Информирование. Сухое упражнение на закрепление полученной информации. Коммуникативный танец. Рефлексия. Психогимнастика. |
5 |
Методы убеждений, приемы аргументации |
2 |
Психогимнастика.Рефлексия предыдущего занятия и прошедшей недели. Решение задач: Индеец Джо купил лошадь за 6 долларов, затем продал за 7, потом занял 1 доллар и купил лошадь за 8 долларов. Продал ее за 9. Сколько долларов у него осталось? Информирование: приемы убеждения, аргументирования. Отработка практических навыков: дискуссия (группа родителей) "Свои эмоции нужно проявить открыто", группа детей) "Следует сдерживать свои эмоции". Работа в парах. Разговор: а) стоя спиной друг к другу; б) один стоит, другой сидит; в) глаза в глаза; г) держась за руки. Рефлексия. |
Стили общения в семье. |
Упражнение "Слепой и поводырь". Рефлексия. Упражнение "Я – образ". Рефлексия. Информирование: стили общения. Опрос: участникам группы предложено выбрать желаемое и реально существующее отношение в семье. Рефлексия. Телесно–ориентированное упражнение. Рефлексия. Установление партнерских отношений. Дыхательное упражнение "Игрушка и насос". Повтрение правил работы в группе. Актуализация полученных знаний. Подвижная игра "Птицы и птицелов". Рефлексия. "Права и обязанности". Работа в подгруппах: дети составляют права и обязанности родителей, родителей – детей. Затем совместная работа, оформление общего стенда. Рефлексия. Информирование: этапы установления партнерских отношений.Обсуждение. Коммуникативный танец. Рефлексия. Алгоритм принятия решений. Психогимнастическое упражнение "Олень", "Струна", "Ватка", "Баба Яга в ступе", "Цветок", "Рога Оленя". Рефлексия предыдущих занятий. Оформление стенда "Что нам помогает в общении". Информирование: приемы снятия эмоциональных напряжений. Отработка практических навыков. Имитационные ролевые игры на отработку полученных знаний. Рефлексия. | ||
7 |
Сотрудничество. |
2 |
Лепка из соленого теста левой рукой. Рефлексия. Работа в парах (родитель – ребенок): Сказка о двух существах (из соленого теста); Строительство жилья для них; Коммуникация чувств. Рефлексия.Лепка из пластилина "Каким я был до совместных занятий, каким стал сейчас". |
Влияние особенностей учреждений дополнительного образования
детей на характер педагогического общения
Специфика педагогического общения определяется характером учреждения, в котором работают педагоги, воспитатели, учителя. В связи с этим невозможно рассмотрение педагогического общения в УДОД без обращения к особенностям этих учреждений. Задачи данного параграфа: охарактеризовать особенности УДОД; в ...
Предмет и принципы психодиагностики
Психодиагностика - это не только направление в практической психологии, но и теоретическая дисциплина. Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психологического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация. ...
Особенности модульной технологии обучения
Модульное обучение профессии заключается в последовательном усвоении учеником модульных единиц и модульных элементов. Гибкость и вариативность модульной технологии профессионального обучения особенно актуальны в условиях рыночных отношений при количественных и качественных изменениях рабочих мест, ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.