Выявляли анализ сдвигов количественных показателей психологических изменений, происходящих в личности подростков экспериментальной группы (непараметрический критерий G – критерий знаков).
Непараметрическими критериями называют те приемы обработки экспериментальных данных, которые не рассматривают анализируемое статистическое распределение как функцию, их применение не предполагает предварительного вычисления параметров распределения. Эти критерии сопоставляют не сами по себе полученные величины, а порядок их расположения, их соотношение по типу больше – меньше.
Основные преимущества непараметрических критериев:
- при распределениях, близких к нормальному, они дают хороший результат;
- при распределениях, далеких от нормального, позволяют обнаружить существенные различия;
- применимость к порядковым, а не строго к количественным показателям;
- рассмотрение качественных признаков, которые выражаются порядковыми номерами или индексами;
- небольшая трудоемкость исследования и относительная простота математического аппарата.
Критерий знаков G предназначен для установления общего направления сдвига исследуемого признака. Он позволяет установить, в какую сторону в выборке в целом изменяются значения признака при переходе от первого измерения ко второму: изменяются ли показатели в сторону улучшения, повышения или усиления или, наоборот, в сторону ухудшения, понижения или ослабления. Ограничения: количество измерений в каждом из двух замеров не менее 5 и не более 300, т.е. 5 ≤ n1 ≤ 300 и 5 ≤ n2 ≤ 300.
Так же мы выявляли достоверность различий между экспериментальной группой подростков, посещавших специальные тренинговые занятия и контрольной группой подростков, не посещавших специальные тренинговые занятия (U – критерий Мана-Уитни).
U-критерий Манна-Уитни — непараметрический статистический критерий, используемый для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками. Объемы выборок должны удовлетворять условиям:
1. n 1 ≥ 3, n 2 ≥ 3, но допускается случай n 1 = 2, n 2 ≥ 5;
2. n 1 ≤ 60, n 2 ≤ 60, но на практике, если n 1 ≥ 20 и n 2 ≥ 20, то применение критерия затруднительно.
Анализ сдвигов количественных показателей толерантности подростков экспериментальной группы
Проверка гипотезы осуществляется в процессе диагностики учащихся МОУ СОШ № 53 г. Ижевска, посещающих специальные тренинговые занятия. Было исследовано 15 подростков (6-8 класс).
Для вычисления производилась следующая процедура: брались заполненные подростками (до и после занятий) бланки. Образец бланка приведен в Приложении 1. Полученные данные обрабатывались непараметрическим критерием G -критерий знаков.
Результаты данных по экспресс-опроснику «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) приведены в таблице 1.
Из таблицы 1 видно, что сдвиг показателей этническая толерантность и общая толерантность в типичную сторону является неслучайным. Подтверждено, что посещение тренинговых занятий повлияло на статистически достоверное развитие этнической и общей толерантности.
Таблица 1.
Изменение индекса толерантности.
Параметры |
Среднее значение «До воздействия» |
Среднее значение «После воздействия» |
Уровень значимости |
Этническая толерантность |
24,4 |
25,8 |
p ≤ 0,01 |
Социальная толерантность |
32,6 |
33,5 |
----------------- |
Толерантность как черта личности |
32 |
32,5 |
----------------- |
Общая толерантность |
75 |
78,5 |
p ≤ 0,01 |
Некоторый сдвиг показателей социальная толерантность и толерантность как черта личности не является статистически достоверным. Это говорит об относительной устойчивости этих показателей и значимо не изменяется за короткое время.
Результаты диагностики эффективности воспитания толерантности у школьников-подростков (Павел Степанов) приведены в таблице 2.
Значимые позитивные сдвиги произошли в уровне толерантности подростков после посещения специальных тренинговых занятий. Условия, созданные на тренинговых занятиях, способствуют воспитанию толерантности подростков.
Экспериментальное исследование возможностей ручного
труда в воспитании самостоятельности в старшем дошкольном возрасте
С целью подтверждения возможностей ручного труда в воспитании самостоятельности и гипотезы нашего исследования, нами был проведен эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На первом этапе исследования был выявлен начальный уровень развития самостоятельност ...
Сущность понятия готовности ребенка к школьному обучению
На современном этапе перехода учреждений образования на обучение детей с 6-летнего возраста, особое значение приобретает обеспечение готовности к школьному обучению. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во мно ...
Методика работы по орфографии в 8 – 9 классах
Работа по орфографии должна продолжаться и в 8 – 9 классах. Орфографические умения требуют длительной и постоянной тренировки. Это необходимо, потому что с каждым новым учебным годом учащиеся сталкиваются с огромным количеством незнакомой для них лексики, с новыми жанрами учебно-научной речи. В мет ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.