Применительно к сфере высшего образования инновационный процесс можно рассматривать как комплексную деятельность, связанную с созданием, освоением, использованием и реализацией новых форм обучения, эффективных механизмов управления, новых образовательных продуктов и услуг и т.п.
В высшем образовании возникновение инноваций может произойти двумя способами: либо они возникают как специально спроектированные новшества, либо могут быть случайно открыты в порядке проявления преподавательской активности. В качестве образовательных инноваций можно рассматривать следующие: научно-практическое знание новизны, новые образовательные технологии обучения, проект эффективного инновационного образовательного комплекса. Инновациями в образовании считаются новшества, специально спроектированные, разработанные или случайно открытые в порядке педагогической инициативы.
В настоящее время существует достаточно большое количество классификаций инноваций в зависимости от различных классификационных признаков. В частности, П.Н. Завлин, А.В. Васильев определили следующие виды инноваций: в зависимости от области применения (управленческие, организационные, социальные, промышленные и др.), в зависимости от этапов научно-технического прогресса (научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные), в зависимости от степени интенсивности («бум», равномерная, слабая, массовая), в зависимости от темпов осуществления инновации (быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные), в зависимости от масштабов инновации (трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие), в зависимости от результативности (высокая, низкая, средняя), в зависимости от эффективности (экономическая, социальная, экологическая, интегральная).
Согласно А.И. Пригожину выделяют следующие виды инноваций: по распространённости (единичные и диффузные), по месту в производственном цикле (сырьевые, обеспечивающие, продуктовые), по преемственности (заменяющие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения), по охвату ожидаемой доли рынка (локальные, системные, стратегические), по инновационному потенциалу и степени новизны (радикальные, комбинаторные, совершенствующие). Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что чем выше по рангу инновация, тем большие требования необходимо предъявлять к научно обоснованному управлению инновационным процессом.
Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа высших учебных заведений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведённого порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.
В российских развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: разработка новых образовательных программ, внедрение интерактивных форм обучения, создание многоуровневых образовательных комплексов.
Развитие системы высшего образование не может осуществляться без постоянного освоения нововведений, связанных с реализацией инновационного процесса. Для осуществления эффективного управления процессом необходимо понять его. В связи с этим возникает необходимость в изучении его структуры и строения. В общем виде структуру образовательного инновационного процесса можно представить в виде схемы (рис. 1).
|
|
Эмпирический анализ ценностных ориентаций учащихся
общеобразовательных учреждений
Настоящее эмпирическое исследование ставило целью изучить особенности системы ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений. Задачи исследования: Определить особенности родительского отношения к подросткам. Определить иерархию ценностных ориентаций подростков. Получить данные о субъ ...
Методика ознакомления детей с поэзией
в ДОУ
Для начала рассмотрим методические требования к заучиванию стихов. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение ...
Приёмы формирования основных мыслительных операций
В первой главе нами рассмотрены основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, абстрагирование, конкретизация. Опишем приемы формирования каждой мыслительной операции. Анализом называется мысленное разложение какого-либо сложного предмета или яв ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.