Педагогика и образование » Аспекты инновационного развития высшего образования

Аспекты инновационного развития высшего образования

Страница 5

Важным также остаётся вопрос о допустимости смены направления подготовки или специальности после получения диплома бакалавра. С одной стороны, именно такая возможность сделает российское высшее образование демократичным, но с другой – начнёт страдать качество образования.

Таким образом, европейская система высшего образования предлагает нам построение следующей модели российского образования: 3+2+3. Данная схема является наиболее распространённой в Европе. Однако для российских вузов, которые относительно давно используют степени, более привычно, что обучение бакалавра длится четыре года. это предполагает одногодичную магистратуру, так как суммарный срок обучения на магистра в Европе составляет 5 лет. Тогда возможно применение другой модели: 4+1+3. Но возникнет ещё одна проблема. При четырёхгодичном бакалавриате будет трудно обеспечивать мобильность с теми европейскими вузами, где студенты этого уровня учатся три года.

Чтобы создать единое образовательное пространство, необходимо разработать определённую систему сравнимости обучения в различных вузах, и не только российских. В рамках Болонского процесса механизмом, обеспечивающим прозрачность образования, становится введение ECTS (European Credit Transfer System – Европейская система перезачётов результатов обучения). Она предполагает измерение и сравнение результатов обучения с последующим их переносом в другое учебное заведение. Данная система повлечёт за собой немало весьма серьёзных трудностей, но в то же время способствует мобильности студентов и решает проблему академического признания. С чем же столкнётся российское образование в связи с введением академических кредитов?

В России использование системы ECTS возможно на двух уровнях. Первый – это формальное введение системы зачётных кредитов. На этом уровне никаких изменений в организации учебного процесса не производится. А трудоёмкость освоения различных дисциплин, оцениваемая сегодня ГОС ВПО, пересчитывается в зачётные единицы.

Второй же уровень предполагает замену принятых в России академических часов на кредитные единицы. Данная система повлечёт за собой пересмотр нагрузки студентов, разработку новых учебных планов, программ обучения студентов, изменение механизма финансовых расчётов. В России была разработана методика расчёта трудоёмкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачётных единицах (Инструктивное письмо Министерства образования от 28.11.02 г. № 14-52-988ин/13). Вузы, использующие систему кредитных единиц, могут вносить изменения и корректировки с целью совершенствования предложенной методики.

В рамках Болонского процесса актуальность приобретает проблема академической мобильности студентов и преподавателей. Мобильность для некоторых российских вузов (в основном крупнейших) в принципе явление не новое. Так, в нескольких уральских вузах в конце 1990-х гг. реализовался совместный европейский проект по организации обменов «CHAIN-E» («Создание международной академической сети вузов в области экономического образования»). В процессе реализации проекта разрабатывались и использовались технологии практической организации студенческих обменов по системе ECTS. С позиций Болонского процесса главной целью мобильности является создание единого рынка труда в Европе, т.е. формирование пространственной мобильности, которая поможет студентам беспрепятственно перемещаться из одной страны в другую.

Но в данном случае возникает ряд проблем. Пространственная мобильность российских студентов очень ограничена. Это связано с социально-экономическим состоянием нашей страны, неравномерностью развития регионов и устойчивой тенденцией к миграции населения в Центральную часть России и на Юг.

Именно поэтому в российских условиях актуальным становится вопрос развития «вертикальной» мобильности. Она предполагает использование информационных технологий с ограниченным включением в образовательный процесс (например, применение дистанционных технологий, которые являются одним из перспективных направлений форм обучения, открывают принципиально новые возможности расширения сферы предоставления образовательных услуг и позволяют получить образование без отрыва от «дома»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Особенности развития современной семьи
Под понятием современная семья понимается следующее: семья, живущая в современных условиях, которые отличаются от предыдущих. Так как семья - категория социально обусловленная, изменения в обществе влекут за собой изменения в семье. В педагогической теории и практике существует много уникальных, це ...

Математическая постановка задачи синтеза учебных планов вузов
Пусть все возможное содержание обучения представлено в виде множества дисциплин, которые, в свою очередь, состоят из учебных модулей. ; ; (1.9) где a(i, j) – j-й модуль i-й дисциплины; N – количество дисциплин; m(i) – количество модулей в i-й дисциплине. Суммарный объем всех учебных модулей превыша ...

Методика диагностики направленности учебной мотивации
Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового н ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0235