В настоящее время педагоги ведут поиск новых средств, которые превратили бы обучение в производственно-технологический процесс с гарантированным результатом по качеству.
Однако образовательные технологии, в отличие от производственных, имеют следующие особенности:
- не весь учебный материал поддается алгоритмизации, т.е. может быть технологизирован;
- образовательные технологии эффективны только при условии психологического обоснования;
- применение образовательной технологии требует творческой активности педагога и обучаемых;
- отдельные технологические процессы в образовании связаны с воспитательным аспектом;
- все элементы образовательной технологии должны представлять единую систему.
Среди новейших обучающих технологий можно выделить технологии, основанные на использовании:
1) активных способов обучения, например проблемного;
2) мотиваций, побуждающих учащихся к углубленному усвоению учебного материала;
3) частично-поискового и эвристического способов обучения (инновационные технологии);
4) различных новейших способов обучения, в том числе и исследовательского (технология элитарной подготовки специалистов повышенного качества);
5) современных методов обучения, а также логической увязки учебных планов для различных этапов обучения (технология непрерывного многоуровневого обучения);
6) компьютерных средств обучения, (новые информационные технологии, среди которых в качестве самостоятельных выделились технология мультимедиа).
Рассмотрим подробнее информационные технологии обучения. Для повышения качества образования необходим индивидуальный подход к обучаемому. Об этом хорошо сказал А.И. Берг: «Для всестороннего развития человеческой личности нужен индивидуальный подход, но где взять столько педагогов с неисчерпаемой памятью, с умением заниматься сразу с большой массой учеников и в то же время с каждым в отдельности ни на секунду не теряя контроль над развитием мысли ученика, программируя ее течение? Для кибернетики ответ очевиден - таким педагогом в XX веке может быть только кибернетическая машина».
На пороге XXI века новые информационные технологии в образовании включают методы, методическое обеспечение и интеллектуальные инструментальные средства для автоматизации процесса обучения на базе компьютерных обучающих систем. Применение новых информационных технологий не отрицает сложившейся методологии обучения, но дает возможность повысить качество образования за счет преимуществ компьютерных технологий. Эти преимущества заключаются в следующем.
Появляется возможность с помощью ЭВМ и компьютерных обучающих программ организовать режим индивидуального обучения с учетом начальной подготовки обучаемого, его скорости усвоения учебного материала и результатов автоматизированного контроля качества усвоения материала. При этом реализуется обратная связь с обучаемым непосредственно в процессе обучения.
Повышается интерес обучаемого к изучению материала за счет использования возможностей современных ЭВМ, которые включают различные формы представления информации с применением наглядных моделей процессов, различных цветов, звука, иллюстрированных справочников, анимации и т.п.
Возможность выбора различных методик и средств обучения способствует выявлению творческих индивидуальных способностей обучаемых, их самостоятельности и развитию способностей к самообразованию.
Предмет и принципы психодиагностики
Психодиагностика - это не только направление в практической психологии, но и теоретическая дисциплина. Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психологического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация. ...
Закрепление знания о взаимно-обратных отношениях между числами
Детей 6—7 лет знакомят не только со связями, но и с отношениями между смежными числами (на сколько одно из смежных чисел больше или меньше другого). От упражнений в сравнении численностей множеств предметов, выраженных смежными числами, они переходят к сравнению чисел без опоры на наглядный материа ...
Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников
Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель начальных классов ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их даль ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.