Педагогика и образование » Методика организации проблемного обучения на уроках технологии в школе в целях активизации учащихся » Характеристика современных обучающих технологий и их развивающих способностей: недостатки традиционных методов

Характеристика современных обучающих технологий и их развивающих способностей: недостатки традиционных методов

Страница 1

Наукой доказано, что развитие творческого мышления, творческих способностей человека возможно лишь в условиях включения его в активную творческую деятельность. Объяснительно-иллюстративное обучение, составлявшее до недавнего времени основу учебно-воспитательного процесса в школе, не отвечает этому требованию, так как базируется главным образом на механическом запоминании. В трудовом обучении это породило ряд недостатков, главным из которых является его интеллектуальная обеднённость.

В различных методических пособиях очень детально описываются различные виды работ и конкретные способы их выполнения. Учителя обычно перерабатывают методические указания в детальный инструктаж для учащихся, и, таким образом, работа на уроках труда сводится к деятельности по «образцу и памяти». Постепенно это становится системой работы учителя. Вырабатывается строгая последовательность урока: повторение изученного материала, изложение нового, детальный инструктаж по практической работе и пооперационное (часто под команду) изготовление изделия. В соответствии с этим вырабатывается и система деятельности учащегося: воспроизведение рассказа учителя, запоминание нового материала, повторение действий по выполнению трудового задания, показанных учителем. Главный недостаток ее заключается в том, что она не способствует развитию умственных способностей учащихся.

В процессе деятельности по «образцу и памяти» не создаются в достаточной степени условия для развития самостоятельного мышления учащихся. Особенно это касается технического мышления, которое по своей структуре трехкомпонентное—понятию образно-практическое и для обеспечения единства его требуется управление со стороны учителя.

Отсутствие самостоятельности, инициативности в ходе трудового обучения тормозит его органическое соединение с трудовым воспитанием. Работа «под диктовку» не перерастает в радость творческого труда, не становится средством воспитания психологической готовности к труду, что чрезвычайно важно для коммунистического воспитания молодежи.

Активизировать учебный процесс, перевести учащихся с позиций пассивного восприятия знаний на позиции активного их получения и применения позволяет внесение в процесс обучения элементов проблемности.

Известно, что в педагогике различают следующие способы обучения: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, эвристический, исследовательский и др.

До настоящего времени наиболее распространены объяснительно-иллюстративный и репродуктивный способы. Их недостаток заключается в отсутствии активной роли обучаемого в процессе обучения. Частично этот недостаток устраняет проблемный способ обучения, предусматривающий раскрытие перед учащимися противоречий, которые возникают в процессе развития соответствующей отрасли знаний. При этом мышление слушателей привлекается для совместного с преподавателем разрешения противоречий. Материал излагается так, чтобы мысль слушателя активно следовала за мыслью преподавателя и чтобы обучаемый мог самостоятельно прийти к правильным выводам.

Педагогу необходимо так организовать занятие, чтобы она вызывала у обучаемых мыслительный процесс, в течение которого учащиеся находят самостоятельное решение раньше, чем его сформулирует преподаватель. С этой целью могут использоваться вопросы к аудитории, которые задает учитель во время урока.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Концепция поддержки и развития детского чтения
В современной России заметна мировая тенденция падения интереса к чтению, которая особенно остро проявилась в детской и юношеской средах. Требуется осуществление культурной политики, предполагающей систему долговременных усилий, направленных на стимулирование читательской активности младших поколен ...

Общая характеристика методики изучения площади младшими школьниками
Методика формирования представлений о площади фигуры строится в соответствии с общей методикой формирования представлений о величинах. При этом изучение понятия площади проводится с опорой на привычные для детей представления о том, что каждая фигура занимает определенное - большее или меньшее – ме ...

Трудности в обучении младших школьников русскому языку
Трудности, которые младшие школьники испытывают при усвоении учебного материала по русскому языку и чтению и их психологические причины могут быть разделены на четыре группы. Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательн ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0231