Но усвоение это будет прочнее и сознательнее в том случае, когда оно сопряжено с интересом учеников и их творческой активностью. Можно утверждать, что во втором варианте активность ребят была большей, так как каждый принимал участие в поиске ответа на поставленные вопросы. Атмосфера творчества, самостоятельная познавательная деятельность всегда захватывает школьников.
Вопросы, выдвинутые учителем на определенных этапах урока, и умелое сочетание мыслительной и физической деятельности обусловливают познавательный интерес школьников к изучаемому материалу. Создаются благоприятные условия для того, чтобы знания, полученные таким способом, стали личным убеждением учащихся, а их умения и навыки получили практическое применение в новых условиях. Ориентация же не только на образец, демонстрируемый учителем, но и самостоятельно на Технологическую карту, по нашему мнению, также способствует активации учебно-познавательной деятельности учащихся, так как предполагает высокую степень самостоятельности при практической работе.
На уроках труда можно использовать по меньшей мере 9 типов противоречий, способных при соответствующих условиях вызвать соответственно 9 типов проблемных ситуаций.
1. Проблемные ситуации из-за несоответствия между системой знаний, имеющейся у школьника, и новыми знаниями.
2. Проблемные ситуации, обусловленные сложностью выбора наиболее рационального способа действия из теоретически возможных в конкретной ситуации.
3. Проблемные ситуации, возникающие при необходимости использовать имеющиеся знания и способы действия в принципиально новых условиях.
4. Проблемные ситуации, вызванные несоответствием между теоретически возможным путем решения учебной проблемы и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа.
5. Проблемные ситуации, обусловленные несоответствием между конкретным объектом (техническим устройством) и его изображением.
6. Проблемные ситуации как результат проявления объективно) заложенного в схемах и чертежах противоречия между «статическим» характером самих изображений и необходимостью прочитать в них «динамические» процессы.
7. Проблемные ситуации, отражающие несоответствие между мысленным образом действия и собственно практическим его осуществлением.
8. Проблемные ситуации, вызванные преодолением «психологического барьера» прошлого опыта.
9. Проблемные ситуации как результат проявления противоречивых суждений.
Существуют различные способы создания проблемных ситуаций: побуждение учащихся к выявлению несоответствий между изучаемыми предметами, явлениями; использование затруднений практического характера, для преодоления которых необходимы новые знания и трудовые умения; создание ситуаций выбора фактов, противоречащих убеждениям, личному опыту.
Выделяют четыре уровня проблемного обучения: первый уровень —учитель вводит учащихся в проблему, формулирует ее, создает проблемные ситуации, обеспечивает фактическим материалом для работы, указывает методы решения учебных проблем, разъясняет логические приемы перехода от неизвестного к известному и делает выводы, второй уровень — учитель создает проблемную ситуацию, вместе с учащимися формулирует учебную проблему и при их участии решает ее, третий уровень — учитель создает проблемную ситуацию, помогает учащимся сформулировать учебную проблему, четвертый уровень — учитель, излагая учебный материал или содержание трудового задания, создает условия для возникновения проблемных ситуаций.
На примере построения работы на одном из уроков технологии на тему «Деревообработка» показано, как атмосфера творчества, самостоятельная познавательная деятельность захватывает школьников. Вопросы, выдвинутые учителем на определенных этапах урока, и умелое сочетание мыслительной и физической деятельности обусловливают познавательный интерес школьников к изучаемому материалу. Создаются благоприятные условия для того, чтобы знания, полученные таким способом, стали личным убеждением учащихся, а их умения и навыки получили практическое применение в новых условиях.
Сущность и содержание понятия «социально-педагогический потенциал» учреждения
дополнительного образования
Наше быстро развивающееся социальное общество предъявляет высокие и зачастую противоречивые требования к такой области как дополнительное образование, а значит, и к педагогике. Это обуславливает особое значение диалектической гибкости научных понятий, служащих раскрытию изучаемых педагогических явл ...
Проблемное обучение как педагогическое явление
Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Ж. Ж. Руссо. Особенно близко подходил к этой идеи К. Д. Ушинский. Он, например, писал: «Лучшим способом перевода механичес ...
Тематика итоговых работ
Индивидуальные самостоятельные работы студентов по теме «Технология обработки отдельных деталей и узлов одежды»: Аналитический обзор литературы (анализ модных тенденций) по теме «Использование накладных карманов в модной одежде» (подготовить сообщение, выступить с ним). Составление инструкционно-те ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.