Педагогика и образование » Методика организации проблемного обучения на уроках технологии в школе в целях активизации учащихся » Примеры активации учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении темы «Деревообработка»

Примеры активации учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении темы «Деревообработка»

Страница 2

Чтобы убедиться, осознали ли учащиеся, что прочность фанеры зависит от направления волокон в слоях, из которых она состоит, учитель спрашивает: «Одинаковое ли усилие необходимо приложить, чтобы сломать кусок фанеры вдоль волокон верхнего слоя и поперек? Как можно увеличить прочность фанеры?»

Когда учащиеся это выяснили, учитель обращает их внимание на большой (1,5 мх1,5 м) лист фанеры и спрашивает: «Как же получили такие большие листы фанеры, ведь размеры дерева значительно меньше?» Учащиеся задумались, но не смогли ответить на этот вопрос. Тогда учитель продемонстрировал диафильм «Производство фанеры», один из кадров которого посвящен станку для получения шпона.

Учащиеся получили наглядное представление о производстве фанеры. Показом характера размещения сучков в верхнем слое фанеры учитель закрепил в сознании ребят то, что они увидели на экране. Заканчивая разговор о применении фанеры, учитель ставит перед учащимися вопрос: «Для чего фанеру красят, покрывают лаком или синтетическими веществами?»

Следующий этап – изготовление несложного по технологии изделия из дерева (кухонная лопатка). Изначально был обоснован выбор данного изделия для работы: «Женщины на кухне часто при приготовлении пищи на сковороде используют вилку или ложку, царапая ими по сковороде и повреждая ее покрытие, создавая неприятные звуки; вилка или ложка нагревается. Чтобы этого избежать, можно изготовить деревянную лопатку для переворачивания пищи. Лопатка не будет нагреваться и создавать неприятные звуки. Она должна быть удобна, практична, иметь красивую форму и без особых усилий переворачивать пищу.»

Далее моделировались варианты лопаток и производился окончательный выбор одного из вариантов для выполнения. В конце концов выбирается та модель, которой наиболее удобно будет переворачивать пищу на сковороде, она ни в коем случае не испортит покрытие сковороды и будет иметь очень интересную и изящную форму.

В процессе работы учащиеся опираются не только на образец операций, демонстрируемый педагогом, но также и на Технологическую карту изготовления кухонной лопатки, которая приводится ниже.

Технологическая карта изготовления лопатки

Наименование и номер операции

Оборудование и инструмент

1. Выбрать заготовку, разметить по длине и обрезать.

Линейка, ножовка, карандаш.

2. Обработать заготовку в размер

Линейка, ножовка, карандаш, рубанок.

3. Разметить.

Линейка, лекало для закруглений, карандаш.

4. С помощью стамески придать нужную форму.

Верстак, стамеска плоская.

5. Зачистить заготовку.

Шлифовальная шкурка.

6. Нанести геометрический рисунок на лопатку.

Циркуль, карандаш, линейка.

7. С помощью костяка вырезать нанесённый рисунок.

Косяк.

8. Сверлить отверстие.

Дрель или сверлильный станок, сверло диаметром 8 мм.

Итак, анализ второго варианта урока показывает, что учитель организовал работу учащихся, используя принцип проблемного обучения. В чем же его преимущество в данном случае? И в первом и во втором варианте учащиеся усвоят программный материал.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Мониторинг образования: его роль в реализации социальных функций образования
Качество вуза оценивается посредством процедуры аккредитации, включающей в себя самообследование и внешнюю оценку. Помимо аккредитации, в последнее время развивается система рейтингов вузов – ранжирования их по различным основаниям. Роль рейтинга возрастает в свете разрабатываемых сегодня реформ вы ...

Активизация мыслительной деятельности ребенка младшего школьного возраста через развитие речи
Развитие речи - одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Так как слово неотделимо от мышления, является формой, средством выражения мысли, то развитие речи - это, прежде всего развитие мышления. Этому уделяется большое внимание в классах, обучающихся по системе Л.В. Занкова. ...

Понятие личности ребенка в аспектах отклонений от нормы
То, что не соответствует норме, обозначается другим словом – «отклонение». Понятия «норма» и «отклонение от нормы» – очень важные. Они используются также для характеристики и социального поведения ребенка. «Отклонение» («аномалия») – в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей за ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.3816