Социализация личности, особенно молодежи, и ее интеграция в общество - формирование установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, действующих в данном обществе.
Определение статуса личности – подготовка индивидов к размещению их по определенным социальным позициям в социальной структуре общества.
Социокультурные инновации, разработка и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений – система образования транслирует инновации из русла доминантной культуры, не несущие опасности для целостности данного общества.
Социальный отбор (селекция) – размещение людей по неравным позициям в социальной стратификации общества.
Обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора – развитие творческого потенциала личности, квалификационного и социального продвижения человека.
Создание базы знаний для последующего образования – полученные знания и навыки помогают в успешном дальнейшем образовании.
В образовательной системе, кроме функций, существует и структура. В России различают следующие формы образования:
Базовое образование:
А) Дошкольное - дошкольное обучение и воспитание детей с 3-х до 6-7 лет;
Б) Начальное - начальная школа –1 – 4 классы;
В) Основное (неполное среднее образование) - основная школа - 5 – 9 классы;
Г) Общее (полное среднее образование) - полная средняя школа - 10 – 11 классы; средние профтехучилища, технические лицеи, техникумы, училища, колледжи;
В) Высшее образование – университеты (обучение от 4 до 6 лет), институты (4 – 5 лет), академии (5 – 6 лет), аспирантура (3 – 4 года) и докторантура (2 – 3 года);
Д) Специальное (профессиональное образование) – школы (учебные комбинаты), училища, лицеи, техникумы, колледжи, университеты, институты, академии.
Дополнительное образование:
А) Внешкольные учреждения образования и воспитания детей по интересам – дома творчества, станции юных техников, клубы, музыкальные, художественные и спортивные школы;
Б) Профессиональная подготовка – обучение на рабочем месте, курсы, школы мастерства, институты повышения квалификации;
В) Политическое, экономическое образование – система лекториев, курсов, обучающих программ в средствах массовой информации;
Г) Общекультурное развитие – университеты культуры, библиотеки, клубы;
В) Самообразование.
В социологии под общим образованием понимается система знаний об основных науках и навыках, необходимых для применения в практической деятельности;
это система учебных заведений, обеспечивающих допрофессиональное обучение и воспитание детей и подростков, а также общеобразовательную подготовку взрослого населения.
Профессиональное же образование призвано подготовить человека к определенному виду деятельности, профессии; при этом факт наличия этих навыков фиксируется документально (аттестатом, дипломом);
это система профессиональных учебных заведений.
Профессиональное образование состоит из следующих ступеней:
профессиональная подготовка – ее цель – «ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы… Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских…». Профессиональная подготовка может сочетаться с общеобразовательной в объеме программы средней школы.
Искусство воспитания
Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны путем противопоставления себя людям, они абсолютно нев ...
Система образования в современной России
Система образования – обязательный элемент современного общества. В настоящее время возрос социальный интерес к проблемам образования, в том числе к определению понятия «образование». Так, государство понимает под образованием целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общ ...
Методика и результаты экспериментальной работы по организации
проектно-творческой деятельности учащихся I–IV классов
Экспериментальная работа по организации проектно-творческой деятельности на уроках трудового обучения в начальной школе была организована на базе СОШ №11 х. Маевского Славянского района Краснодарского края. В эксперименте принимали участие: директор школы Скорик Т.Н., заместитель директора Бабенко ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.