Сегодня меняется взгляд на образование. Для большинства родителей допрофессиональная подготовка является одним из ресурсов накопления человеческого капитала. Они главным образом считают, что это поможет их детям поступить в выбранное учебное заведение, поможет в профессиональном росте. Родители готовы делать инвестиции в данное образование, но только при условии, что оно будет соответствовать профессиональным планам детей и финансовым возможностям семьи (в среднем приемлемая цена за образовательные услуги – 100-200 руб. в месяц). Что касается учащихся, то они считают данный вид образования пустой тратой времени и воспринимают его главным образом как получение знаний для повседневной жизни.
Востребованность в допрофессиональной подготовке учащихся старших классах г. Асбеста имеется.
В настоящее время в обществе сложилось понимание, что только образование и наука могут обеспечить развитие российской экономики на качественно новой основе. Становится ясно, что система образования уже сегодня должна реагировать на потребности будущей экономики, которые заявят о себе через 5-10 лет. В XX веке смена технологий во всех отраслях экономики происходила через 10-20 лет. Человеку достаточно было иметь одно образование, одну профессию для того, чтобы проработать всю трудовую жизнь. В крайнем случае, ему приходилось переучиваться один раз. Новый, XXI век, – век высоких технологий, смена которых, по мнению ученых, будет происходить каждые 3-5 лет. В этих условиях большинству специалистов придется осваивать новые специальности, приобретать и усовершенствовать трудовые навыки несколько раз за период работы. Это требует накопление человеческого капитала на протяжении всей профессиональной жизни.
В ходе данной работы мы проанализировали работы экономистов и социологов по выявлению ценности образования в современной России. Сегодня образование воспринимается как ценность, как человеческий и символический капитал, который требует больших временных и материальных затрат. Эти теоретические разработки подтверждаются и нашими эмпирическими данными: большинство родителей отмечают ценность допрофессиональной подготовки как развитие профессиональных знаний и навыков, как возможность получить сертификат, которые помогут при поступлении, а также в дальнейшем профессиональном росте. Но мнение детей не совпадает с мнением родителей: для большинства из них допрофессиональное образование – знание для повседневной жизни. А значит, здесь могут скрываться конфликты по установкам на получение данного вида образования.
Мы рассмотрели также систему образования в современной России, познакомились с социологическим взглядом на данную сферу общественной жизни. И пришли к мнению, что в структуре образования Межшкольный Учебный Комбинат занимает пограничное место между общим и профессиональным образованием. Учебный Комбинат выполняет как задачи общего образования – дать знания об основных науках, привить навыки, необходимые для применения в практической деятельности (это программа Образовательной Области «Технология»); так и задачи профессионального образования – подготовить человека к определенному виду деятельности, профессии (это программа допрофессиональной подготовки). Тем самым МУК-1 имеет необычное положение в структуре образования. Тем более, в эпоху модернизации всей системы образования.
Государство сегодня прилагает усилия к реформированию образования. Но время государственной монополии на заказ образованию прошло – в современных условиях заказчиков должно стать много. Общество нуждается в разных уровнях и типах образования. То есть общество должно оформить этот новый заказ. П. Бурдье говорил о том, что пока общественный ресурс не проявлен, он не может быть востребован. То есть, его надо вербализовать. Решающим фактором, на наш взгляд, здесь будет играть маркетинг образовательных услуг. Его применение поможет в изучении потребностей общества, рынка труда, потенциальных потребителей образовательных услуг с прогнозирования и оперативного реагирования на изменение ситуации, а также возможности управления взаимодействием всех заинтересованных сторон.
Сегодня очень многие образовательные учреждения выходят на рынок образовательных услуг. Учебный Комбинат также пытается найти здесь свое место. А для этого необходимо осваивать новые правила игры, правила рынка, правила маркетинга образовательных услуг. Именно его подходы мы попытались применить для проведения исследования. Определили услугу – допрофессиональная подготовка учащихся; определили потребителя данной услуги – выпускники средней школы и их родители (учащиеся имеют в дальнейших планах поступать в вуз; родители в основном имеют общее, среднее специальное и высшее образование; среднемесячный доход семей составляет в среднем от 2000 до 4000 руб.). Производитель услуги – сотрудники Межшкольного Учебного Комбината - 1. Для выявления потребности в данной услуге, мы установили ценность допрофессионального образования, как один из ресурсов накопления человеческого и символического капиталов. Также, выявили профили, которые в новом учебном году будут пользоваться повышенным спросом («Машинопись и основы делопроизводства», «Основы художественно-оформительского дела», «Основы педагогических знаний», «Автодело») и не имеют спроса вообще («Основы слесарного дела» и «Основы животноводства»). Тем самым, как нам, кажется, здесь могут возникнуть проблемы при формировании групп и учебной нагрузки. Также, установили денежную сумму, которую родители готовы вложить в дополнительные платные услуги – 100 – 200 руб. в месяц (но при условии, что профиль будет соответствовать дальнейшим профессиональным планам учащихся).
Особенности организации взаимодействия учителя с учащимися с учетом
психологической проблемы
Теоретические исследования и практический опыт показывают, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. Правильное соотношение деятельности и общения позволяет органично сочетать обучающую и воспитывающую функции учебного процесса ...
Оценка работы и документация
Оценка деятельности социального педагога дается по ее результатам, с учетом стажа и опыта работы, на основе глубокого анализа фактов, мнения жителей микрорайона, актива общественности, детей, предприятий, учреждений, организаций микрорайона, родителей, работников образовательных учреждений. В ходе ...
Методика изучения основных классов неравенств и их
систем
Эти классы можно разбить на две группы. Первая группа рациональные неравенства и системы. Наиболее важными классами соответствующие классы неравенств. Вторая группа - иррациональные и трансцендентные неравенства и системы. В состав этой группы входят иррациональные, показательные, логарифмические и ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.