Педагогика и образование » Формирование двигательных умений у детей среднего школьного возраста » Характеристика психофизического развития детей среднего школьного возраста

Характеристика психофизического развития детей среднего школьного возраста

Страница 2

Подросткам присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущий мотив в этом – стремление найти своё место в коллективе сверстников. Оценки товарищей начинают приобретать большие значения, чем оценки учителей, тренеров. Выявляется высокая тревожность, если подвергается опасности его популярность в группе. И пытаясь, утвердится, ребёнок ищет другую сферу, имеющую социальную значимость. Появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намереньями. Учение приобретает личностный смысл.

Формирование самосознания заключается в том, что подросток начинает выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Центральная точка – взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. По словам Выгодского Л.С. (1989), самосознание есть последняя и самая верхняя ступень для всех перестроек в организме.

В.Н. Столетов (1982) замечает, что при всех трудностях определения конкретных путей преодоления кризиса развития можно сформулировать общие психолого-педагогические требования его благополучного разрешения – наличия общности, совместимости в жизни ребёнка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия. Создание общности в жизни взрослого и ребёнка, расширение сферы их сотрудничества и содержательных контактов составляют необходимые условия преодоления кризиса.

Подростковый кризис – пик переходного периода от детства к взрослости. Внешне он проявляется в грубости ребёнка, стремлении поступать наперекор взрослым, игнорировать их замечания. Важно отметить, что возможны случаи бескризисного развития, в том случае, если чутко понимать подростка и при первых моментах изменения этих потребностей перестраивать взаимоотношения. Таким образом, он может удовлетворить свои новые потребности. Иногда бескризисное развитие является только кажущимся, так как оно происходит в сглаженной форме или может быть отсрочено по времени. Главным содержанием кризиса является изменение системы отношений между подростком и взрослым. На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы.

Внешние факторы: контроль со стороны взрослых, от которого подросток стремится освободиться.

Внутренние факторы: те черты характера и привычки, которые мешают подростку осуществить задуманное. У детей возникает новый уровень самосознания, то есть появляется потребность познавать самих себя. Это в свою очередь порождает стремление самовыражения и самоутверждения. Любые замечания старших по поводу отрицательных черт характера приводит к аффективным вспышкам. Подросток пытается добиться равноправия со взрослым и иные отношения его не устраивают. Подростковый кризис, с точки зрения Д.Б. Эльконина, проходит в 11–12 лет.

Подростковый возраст – ответственный период в плане формирования личности. В этом возрасте закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, стабилизируются определённые черты характера и устанавливаются формы межличностного поведения. Появляются новые мотивы учения, связанные с приобретением новых знаний, формированием умений и навыков. Главными мотивационными линиями в этом возрасте являются самопознание, самоутверждение и самовыражение. В данный период развивается самосознание. У подростка начинается «чувство взрослости». Он отвергает свою принадлежность к детскому обществу, но нет ещё ощущения полноценной взрослости, хотя он очень хочет, чтобы его считали взрослым. Отрицательное явление этого, что ребёнок не признаёт авторитета взрослых. Все замечания воспринимаются критически.

В то же время появления чувства взрослости – это переоценка ценностей с детских на взрослые:

– подражание внешним признакам взрослого;

– взрослый, как образ деятельности;

– равнения на качества настоящего мужчины;

– роль искусства и СМИ в развитии взрослости.

В подростковом возрасте многие уже начинают заниматься самовоспитанием. Дети в данном возрасте отличаются повышенной активностью.

Взаимоотношение подростка со сверстниками и взрослыми – две разные по своему значению для психического развития ребёнка системы отношений. Эти взаимоотношения часто вступают в противоречия со сверстниками – равнопартнёрские, со взрослыми – неравноправные. Причём общение со сверстниками приносит ребёнку больше пользы, с его точки зрения. Следовательно, подросток может выйти из-под контроля семьи.

На базе этого Эльконин Д.Б. (1999), рассматривает детскую команду как микросоциальную среду, без которой подросток прожить не может. Только в группе равных по социальному статусу подросток находит полный эмоциональный контакт и понимание, так как у них общие интересы, проблемы. В группе сверстников подросток может проявить свои личностные качества, показать себя лидером в той или иной ситуации. Команда – это также группа сверстников, прототип взрослых взаимоотношений, находящийся под наблюдением взрослого (тренера). Общение со сверстниками становится мотивом деятельности.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Анализ учебного предмета "информатика"
В наше время предмет "информатика" начинают изучать с младших классов. Рассмотрю пример школы, в которой я учился. Нагрузка: по 2 часа в неделю для каждой подгруппы в классе для старшеклассников и по одному часу для младших классов. Основными учебными целями предмета "информатика&quo ...

Особенности социально-педагогической работы в микрорайоне с безнадзорными и беспризорными детьми
Усиление внимания в современных условиях к вопросам воспитания людей в семейно-бытовой микросреде, по месту жительства – явление закономерное, основанное на ряде социально-политических обстоятельств, таких, как объективно развивающееся взаимодействие семейного и общественного воспитания; возрастани ...

Возникновение воспитания
Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной жизни; и если процесс общения ребенка и среды будет не организован, то воспитательное воздействие приобретет стихийный характер. Результаты такого воздействия могут быть весьма непредсказуемыми. Формирование человека как личности требует от ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0198