Подросткам присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущий мотив в этом – стремление найти своё место в коллективе сверстников. Оценки товарищей начинают приобретать большие значения, чем оценки учителей, тренеров. Выявляется высокая тревожность, если подвергается опасности его популярность в группе. И пытаясь, утвердится, ребёнок ищет другую сферу, имеющую социальную значимость. Появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намереньями. Учение приобретает личностный смысл.
Формирование самосознания заключается в том, что подросток начинает выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Центральная точка – взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. По словам Выгодского Л.С. (1989), самосознание есть последняя и самая верхняя ступень для всех перестроек в организме.
В.Н. Столетов (1982) замечает, что при всех трудностях определения конкретных путей преодоления кризиса развития можно сформулировать общие психолого-педагогические требования его благополучного разрешения – наличия общности, совместимости в жизни ребёнка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия. Создание общности в жизни взрослого и ребёнка, расширение сферы их сотрудничества и содержательных контактов составляют необходимые условия преодоления кризиса.
Подростковый кризис – пик переходного периода от детства к взрослости. Внешне он проявляется в грубости ребёнка, стремлении поступать наперекор взрослым, игнорировать их замечания. Важно отметить, что возможны случаи бескризисного развития, в том случае, если чутко понимать подростка и при первых моментах изменения этих потребностей перестраивать взаимоотношения. Таким образом, он может удовлетворить свои новые потребности. Иногда бескризисное развитие является только кажущимся, так как оно происходит в сглаженной форме или может быть отсрочено по времени. Главным содержанием кризиса является изменение системы отношений между подростком и взрослым. На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы.
Внешние факторы: контроль со стороны взрослых, от которого подросток стремится освободиться.
Внутренние факторы: те черты характера и привычки, которые мешают подростку осуществить задуманное. У детей возникает новый уровень самосознания, то есть появляется потребность познавать самих себя. Это в свою очередь порождает стремление самовыражения и самоутверждения. Любые замечания старших по поводу отрицательных черт характера приводит к аффективным вспышкам. Подросток пытается добиться равноправия со взрослым и иные отношения его не устраивают. Подростковый кризис, с точки зрения Д.Б. Эльконина, проходит в 11–12 лет.
Подростковый возраст – ответственный период в плане формирования личности. В этом возрасте закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, стабилизируются определённые черты характера и устанавливаются формы межличностного поведения. Появляются новые мотивы учения, связанные с приобретением новых знаний, формированием умений и навыков. Главными мотивационными линиями в этом возрасте являются самопознание, самоутверждение и самовыражение. В данный период развивается самосознание. У подростка начинается «чувство взрослости». Он отвергает свою принадлежность к детскому обществу, но нет ещё ощущения полноценной взрослости, хотя он очень хочет, чтобы его считали взрослым. Отрицательное явление этого, что ребёнок не признаёт авторитета взрослых. Все замечания воспринимаются критически.
В то же время появления чувства взрослости – это переоценка ценностей с детских на взрослые:
– подражание внешним признакам взрослого;
– взрослый, как образ деятельности;
– равнения на качества настоящего мужчины;
– роль искусства и СМИ в развитии взрослости.
В подростковом возрасте многие уже начинают заниматься самовоспитанием. Дети в данном возрасте отличаются повышенной активностью.
Взаимоотношение подростка со сверстниками и взрослыми – две разные по своему значению для психического развития ребёнка системы отношений. Эти взаимоотношения часто вступают в противоречия со сверстниками – равнопартнёрские, со взрослыми – неравноправные. Причём общение со сверстниками приносит ребёнку больше пользы, с его точки зрения. Следовательно, подросток может выйти из-под контроля семьи.
На базе этого Эльконин Д.Б. (1999), рассматривает детскую команду как микросоциальную среду, без которой подросток прожить не может. Только в группе равных по социальному статусу подросток находит полный эмоциональный контакт и понимание, так как у них общие интересы, проблемы. В группе сверстников подросток может проявить свои личностные качества, показать себя лидером в той или иной ситуации. Команда – это также группа сверстников, прототип взрослых взаимоотношений, находящийся под наблюдением взрослого (тренера). Общение со сверстниками становится мотивом деятельности.
Анализ учебного предмета "информатика"
В наше время предмет "информатика" начинают изучать с младших классов. Рассмотрю пример школы, в которой я учился. Нагрузка: по 2 часа в неделю для каждой подгруппы в классе для старшеклассников и по одному часу для младших классов. Основными учебными целями предмета "информатика&quo ...
Особенности социально-педагогической работы в микрорайоне с безнадзорными и
беспризорными детьми
Усиление внимания в современных условиях к вопросам воспитания людей в семейно-бытовой микросреде, по месту жительства – явление закономерное, основанное на ряде социально-политических обстоятельств, таких, как объективно развивающееся взаимодействие семейного и общественного воспитания; возрастани ...
Возникновение воспитания
Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной жизни; и если процесс общения ребенка и среды будет не организован, то воспитательное воздействие приобретет стихийный характер. Результаты такого воздействия могут быть весьма непредсказуемыми. Формирование человека как личности требует от ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.