Педагогика и образование » Воспитание и самовоспитание, их взаимосвязь » Понятия: воспитание, обучение, образования, педагогический процесс, формирование, развитие

Понятия: воспитание, обучение, образования, педагогический процесс, формирование, развитие

Страница 1

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями – такими, как развитие и формирование.

Понятие « воспитание» содержит множество важных признаков. И дать ему однозначное и точное определение весьма не просто. В самом общем философском смысле воспитание- это приспособление человека к среде и условиям существования. Когда новорожденный ребенок сделал первый вдох, он приспособился к среде , в которой ему предстоит жить. Проглотив первую пищу, новорожденный навсегда приспособился к питанию. Разбив нос, он приспособился ходить, не натыкаясь на предметы, а заодно узнает о существовании более твердых тел. Упав, навсегда ощутит влияние земного притяжения. Если человек приспособился к среде, в которой он существует, он воспитался. Не суть важно под влиянием и с помощью каких сил ему это удалось, сам ли он осознал необходимость наиболее целесообразного поведения или ему помогли. Если человек выжил и продолжает жить, то он воспитан. Благодаря воспитанию человек становиться цивилизованным. Без помощи квалифицированных воспитателей он достигает мало, без воспитания остается лишь биологическим существом.

Воспитание служит базисом для более широких категорий, смысл которых выходит за пределы педагогики. Понятия «воспитания» может рассматриваться:

- В общем философском смысле как приспособление человека к условиям жизни;

- В социальном смысле – как передачу опыта жизни и поведения от старших поколений к младшим;

- В широком педагогическом смысле – как процесс и результат всех влияний на человека;

В узком педагогическом смысле – как специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях;

- В практическом смысле – как процесс и результат воспитательной деятельности ( воспитателей, наставников и др.), направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Следующая основная категория педагогики – обучение.

В наиболее общем значении – это работа над собой с целью приобретений знаний. Иногда обучением называют приобретение опыта. Обучение происходит постоянно и в любых условиях. Для ускорения этого процесса изобретены учебных заведения, в которых обучения поручается специально подготовленным людям – педагогам. В «школьном» понимании обучение – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей учеников, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения, навыки. Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им нужную направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержится элементы обучения. Обучая –воспитываем, воспитывая – обучаем.

Образование – результат обучения. Образование – система накопительных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления. Именно система, а не объем разрозненных сведений. В настоящее время наличие огромного объема знаний, накопленных человечеством, не позволяет утверждать, что человек когда-нибудь сумеет овладеть ими полностью даже после очень длительного обучения. Получение образования свидетельствует лишь об овладении заданным объемом систематизированных знаний, умений в определенной области и достижении необходимого для выполнения профессиональных действий уровня самостоятельного мышления. В древнем афоризме « образование есть то, что остается, когда все выученное забывается» - большая доля истины.

В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политическое.

Понятие развития выходит за пределы педагогики, изучением различных сторон человеческого развития занимаются многие науки. В педагогическом смысле развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Оно связано с постоянными переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот. Развитие человека – сложнейший процесс объективной действительности. Педагогика преимущественно изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Цель, задачи, принципы деятельности социального педагога коррекционной школы по формированию здорового образа жизни воспитанников
Целью деятельности социального педагога специального учреждения по формированию здорового образа жизни является помощь детям с ограниченными возможностями в процессе их здоровой социализации. Данная цель достигается через решение следующих задач: изучить развитие личности в условиях ограничения воз ...

Основная структурная единица дошкольного образовательного учреждения
Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста. В случае создания групп в образовательных учреждениях других типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с лицензией, их деятельност ...

Формирование знаний о мире профессиональной деятельности посредством профориентационных игр
Следует признать, что часто профконсультация не интересна школьникам. Одна из причин этого - недостаток активирующих методов, делающих процесс профконсультирования более насыщенным и привлекательным. Многие специалисты в поисках такой привлекательности нередко обращаются к сложным психодиагостическ ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0243