Элементы проблемного обучения могут быть включены в структуру каждого урока физики на любом его этапе: при актуализации опорных знаний, формировании новых знаний и способов деятельности, их систематизации и обобщении и др. Так, на этапе изучения нового материала одним из условий реализации такой возможности является применение системы методов проблемного обучения: проблемного изложения, частично-поискового (эвристического) и исследовательского методов.
Для организации проблемного обучения требуется специальная подготовка учителя к уроку. Она предполагает проведение научно-методического анализа темы, при котором обращается особое внимание на характер и особенности учебного материала, наличие в нем содержания, которое может быть проблемой для учащихся, и на то, какими способностями возможно создать проблемные ситуации. При этом необходимо не только выявить противоречие, но и определить, каким образом подвести учащихся к тому, чтобы они обнаружили некоторое несоответствие изучаемого материала имеющейся системе знаний. Это способствует формированию умений самостоятельно формулировать проблемы, анализировать их и находить способы решения.
Деятельность учащихся при проблемном обучении также имеет особенности. Обычно она осуществляется в следующей логической последовательности:
анализ проблемной ситуации;
формирование учебной проблемы или принятие формулировки проблемы, предложенной учителем;
решение проблемы: выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства, проверка правильности решения.
Организацию проблемного обучения покажем на примере проведения проблемной беседы.
Анализ деятельности учителя и учащихся показывает, что в процессе проблемной беседы учащиеся самостоятельно осуществляют все основные познавательные действия, необходимые для решения проблемы, а учитель руководит этой деятельностью. Это способствует развитию творческого мышления, развивает их способности к самообразованию и исследовательские навыки.
Для оценки эффективности применения развивающих технологий обучения физике можно пользоваться критериями, которые характеризуют общий уровень развития учащихся:
модульный воспитательный урок физика
Таблица 1. Структура деятельности учителя и учащихся при проведении проблемной беседы
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 |
Создает проблемную ситуацию, побуждает учащихся к формулировке учебной проблемы |
Анализирует проблемную ситуацию и формулирует учебную проблему |
2 |
Побуждает учащихся к анализу проблемы, содействует актуализации необходимых знаний. Организует деятельность по приобретению новых знаний и способов деятельности. Оценивает решения, предлагаемые учащимися |
Анализируют проблему, предлагают возможные варианты ее решения. Приобретают новые знания и способы деятельности |
3 |
Руководит решением проблемной задачи и его проверкой |
Реализуют найденное решение задачи и проверяют его |
сформированность учебно-познавательного интереса к изучению физики;
способность учащихся к преобразованию способов деятельности, оперирование знаниями в видоизмененных и новых условиях, проблемных ситуаций и на этой основе приобретение новых знаний и способов деятельности;
Неполные предложения как характерная особенность неофициального стиля
Из всех указанных выше языковых особенностей официального и неофициального стилей следует остановиться подробнее на неполных (эллиптических) предложениях. Лингвисты замечают, что в связи с тем, что разговорный стиль чаще всего представлен в диалоге, под разговорной речью обычно понимают только диал ...
Организационные основы диагностической работы по изучению личностных
характеристик и причин детской безнадзорности и беспризорности
Адекватная и ранняя диагностика отклонений и потенциальных возможностей психики ребенка, а также организация педагогической работы в соответствии с этими возможностями будут иметь для него огромное значение. Чем раньше выявлен дефект развития ребенка, тем более эффективной будет помощь. Системный а ...
Общие подходы к изучению мотивации учения
Мотивационная сфера человека до сих пор очень мало изучена в психологии. Это не может быть объяснено отсутствием интереса к данному предмету: начиная с древних времен и до наших дней, вопрос о внутренних побудителях поведения человека неуклонно занимал ученых и философов и приводил их к построению ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.