Педагогика и образование » Современные модели обучения на уроках физики » Проблемное обучение физике

Проблемное обучение физике

Страница 2

Элементы проблемного обучения могут быть включены в структуру каждого урока физики на любом его этапе: при актуализации опорных знаний, формировании новых знаний и способов деятельности, их систематизации и обобщении и др. Так, на этапе изучения нового материала одним из условий реализации такой возможности является применение системы методов проблемного обучения: проблемного изложения, частично-поискового (эвристического) и исследовательского методов.

Для организации проблемного обучения требуется специальная подготовка учителя к уроку. Она предполагает проведение научно-методического анализа темы, при котором обращается особое внимание на характер и особенности учебного материала, наличие в нем содержания, которое может быть проблемой для учащихся, и на то, какими способностями возможно создать проблемные ситуации. При этом необходимо не только выявить противоречие, но и определить, каким образом подвести учащихся к тому, чтобы они обнаружили некоторое несоответствие изучаемого материала имеющейся системе знаний. Это способствует формированию умений самостоятельно формулировать проблемы, анализировать их и находить способы решения.

Деятельность учащихся при проблемном обучении также имеет особенности. Обычно она осуществляется в следующей логической последовательности:

анализ проблемной ситуации;

формирование учебной проблемы или принятие формулировки проблемы, предложенной учителем;

решение проблемы: выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства, проверка правильности решения.

Организацию проблемного обучения покажем на примере проведения проблемной беседы.

Анализ деятельности учителя и учащихся показывает, что в процессе проблемной беседы учащиеся самостоятельно осуществляют все основные познавательные действия, необходимые для решения проблемы, а учитель руководит этой деятельностью. Это способствует развитию творческого мышления, развивает их способности к самообразованию и исследовательские навыки.

Для оценки эффективности применения развивающих технологий обучения физике можно пользоваться критериями, которые характеризуют общий уровень развития учащихся:

модульный воспитательный урок физика

Таблица 1. Структура деятельности учителя и учащихся при проведении проблемной беседы

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Создает проблемную ситуацию, побуждает учащихся к формулировке учебной проблемы

Анализирует проблемную ситуацию и формулирует учебную проблему

2

Побуждает учащихся к анализу проблемы, содействует актуализации необходимых знаний. Организует деятельность по приобретению новых знаний и способов деятельности. Оценивает решения, предлагаемые учащимися

Анализируют проблему, предлагают возможные варианты ее решения. Приобретают новые знания и способы деятельности

3

Руководит решением проблемной задачи и его проверкой

Реализуют найденное решение задачи и проверяют его

сформированность учебно-познавательного интереса к изучению физики;

способность учащихся к преобразованию способов деятельности, оперирование знаниями в видоизмененных и новых условиях, проблемных ситуаций и на этой основе приобретение новых знаний и способов деятельности;

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Самостоятельная работа как основная составляющая педагогических технологий
Организация самостоятельной работы, руководство ею это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности и необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Гово ...

Характеристика системы образования Франции
Основные принципы системы образования во Франции имеют уже столетнюю историю, и были заложены в 1880-90-х годах. Образование бесплатно, не имеет религиозного содержания и обязательно для детей от 6 до 16 лет. Во Франции сосуществуют частная и государственная системы образования. В частных учебных з ...

Основные приемы коррекции знаний об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта
Индивидуальная тактика коррекционной работы будет зависеть от варианта картины, сконструированной на диагностическом этапе, уровня сформированности познавательной деятельности. С детьми, сконструировавшими на диагностическом этапе картины, отнесенные к перовому и второму вариантам, прежде всего, не ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2229