Основные этапы работы над проектом:
подготовительный этап: выбор темы, общая информация о проекте;
планирование работы, разделение проекта на части, создание проектных групп;
исследование: самостоятельная работа учащихся по планам разработки частей проекта;
анализ и обобщение полученных результатов, оформление проекта;
представление проекта, его оценка, рефлексия.
Для приобретения новых знаний учитель рекомендует источники информации (обычно из различных областей знаний, техники и др.) и направляет учебно-познавательную деятельность в нужном направлении. Ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив интегрированные знания и получить конкретный и реальный результат, оформив его в виде творческого отчета, доклада, альбома, компьютерной газеты и др. В итоге решение проблемы приобретает контуры проектной деятельности и через эту деятельность учащиеся усваивают новые знания и умения применять их на практике, что стимулирует интерес к учебе.
Обучение с использованием метода проектов может быть организованно в форме индивидуальной, парной или групповой самостоятельной деятельности учащихся в течение определенного времени.
По содержанию и доминирующему аспекту проблемы проекты бываю исследовательскими, информационными, прикладными, межпредметными и др.
Разработка проекта и его защита могут осуществляться в течение одного или нескольких уроков, либо выполняться во внеурочное время.
Таким образом, метод проектов является технологией обучения, представляющей совокупность поисковых, проблемных и исследовательских приемов и средств для овладения теоретическими и практическими знаниями.
Такая технология обучения способствует формированию умений самостоятельно приобретать знания и пользоваться ими для решения познавательных и практических задач; приобретать коммуникативные навыки; анализировать разные точки зрения на одну и ту же проблему; формировать исследовательский стиль мышления (собирать информацию, анализировать ее, выдвигать гипотезы, делать выводы).
В настоящее время в Республике Беларусь происходят качественные изменения в системе среднего физического образования, которые существенно влияют на формирование системы профессиональной (методической) подготовки будущих учителей физики. Наиболее важные из них:
Изменились концептуальные основы физического образования в средней школе. Оно строится на принципах гуманизации, гуманитаризации, демократизации и дифференциации учебно-воспитательного процесса.
В средней школе функционируют различные варианты организации образовательного процесса по физике:
традиционное обучение с преобладанием комбинированного урока, объяснительно-иллюстративных методов обучения и репродуктивно-продуктивной деятельности учащихся;
традиционное обучение с применением набора достаточно эффективных методов (приемов), форм и средств обучения, элементов развивающих технологий, которые значительно повышают эффективность процесса обучения физике;
традиционное обучение с применением элементов предметно-ориентированных и личностно-ориентированных технологий обучения физике;
обучение с применением современных образовательных технологий (модульное обучение, взаимообучение в малых группах, проектное обучение и др.);
авторские методики обучения физики, которые разработаны и применяются учителями-новаторами.
При этом превалирует традиционное обучение физике, а обучение с применением инновационных технологий не является доминирующим. Нельзя считать, что все идеи традиционного обучения неэффективны, а личностно-ориентированные технологии каждому учителю в любых условиях принесут гарантированный успех. Очевидно, что практика учебного процесса по физике столь многогранна, что в ней должны использоваться разнообразные виды и формы деятельности учителя и учащихся.
Технология организации и проведения интегрированных уроков в начальной
школе
Для организации и проведения уроков в процессе экспериментальной работы выявлено основание: изучение теоретических основ интегрированного обучения. Создавать интегрированные уроки трудно, но очень интересно. Надо творить, стремиться делать учение посильным и интересным, постоянно повышать уровень п ...
Организационные основы диагностической работы по изучению личностных
характеристик и причин детской безнадзорности и беспризорности
Адекватная и ранняя диагностика отклонений и потенциальных возможностей психики ребенка, а также организация педагогической работы в соответствии с этими возможностями будут иметь для него огромное значение. Чем раньше выявлен дефект развития ребенка, тем более эффективной будет помощь. Системный а ...
Принципы проверки и оценки результатов обучения при использовании
образовательных стандартов
Введение в практику обучения образовательных стандартов во многом меняет методику, средства проверки и оценки результатов обучения. Принятый в настоящее время так называемый «нормированный» подход, направленный на ранжирование школьников на несколько групп по уровню усвоения учебного материала и ор ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.