способность определять границы своих знаний по физике и то, что требует усвоения;
сформированность у учащихся навыков самооценки и самоконтроля учебно-познавательной деятельности по физике;
сформированность общеучебных умений (работа с учебой и дополнительной литературой, выделение главного; самостоятельное наблюдение, выполнение экспериментов; умение пользоваться общими и частными алгоритмическими предписаниями по решению задач; владение графическими и измерительными умениями и др.);
самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим учебным действиям.
Об эффективности развивающего обучения можно судить также по уровню умственного развития учащихся.
Разноуровневое обучение основано на внешней дифференциации по частным способностям, т.е. по способностям учащихся к изучению отдельных учебных предметов (например, физико-математических дисциплин). Цель такого обучения – создать условия и возможности каждому ученику в зависимости от его индивидуальных особенностей и способностей овладевать учебным материалом на любом уровне (базовом, повышенном или углубленном).
Отбор учащихся для изучения учебного предмета на определенном уровне обычно осуществляется на основе следующих критериев:
предварительное тестирование (с целью выявления знаний базового уровня);
желание учащихся;
рекомендации психолога.
Это позволяет сформировать группы примерно равной подготовки с одинаковыми способностями к изучению данного предмета.
Разноуровневое обучение, как правило, организуют таким образом, что учащиеся обучаются по данному предмету на выбранном уровне длительное время (несколько лет). Вместе с этим имеются педагогические исследования, в которых описан более гибкий вариант организации такого обучния. В частности, параллельные классы, например, два десятые класса делятся на три группы, в которых занятия по физике проводятся одновременно разными учителями на разных уровнях: в 1 группе – на базовом уровне; во 2 – на повышенном; в 3 – на углубленном. Такая организация разноуровневого обучения дает учащимся возможность перехода из одной группы в другую для повышения (или понижения) уровня изучения каждого учебного предмета. При этом учитывается тот факт, что интересы учащихся, их желания, склонности, успеваемость и т.д. со временем могут изменяться, но у них сохраняется возможность выбора соответствующего уровня обучения в изменившейся ситуации.
В практике организации разноуровневого обучения обычно используются три варианта:
комплектование классов однородного состава с начального этапа обучения в школе;
внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством выделения группы для индивидуализации обучения;
профильное обучение в старших классах средней школы (на повышенном и углубленном уровнях). Технология разноуровневого обучения позволяет каждому ученику реализовать склонности и способности при изучении каждого учебного предмета на выбранном уровне.
Сущность этой технологии обучения заключается в том, учащимся предлагается для самостоятельного решения проблема, взятая из реальной жизни, знакомая или значимая для них (например, экономия электроэнергии в быту; контроль состояния окружающей среды), и ее решение представляется в виде учебного проекта. Содержанием проектов могут выступать темы учебной программы по физике, удобные для исследования (например, законы плавания тел, законы сухого трения, газовые законы и др.). Проект предполагает разработку проблемы с теоретической и практической точек зрения.
Воспитание и обучение в Древней Руси
Многие и по сию пору уверены, что в допетровскую эпоху на Руси вообще ничему не учили. Более того, само образование тогда якобы преследовала церковь, требовавшая только, чтобы ученики кое-как твердили наизусть молитвы и понемногу разбирали печатные богослужебные книги. Да и учили, мол, лишь детей п ...
Разработка содержания тренинговой работы социального педагога по воспитанию
толерантности подростков
Нами была разработана и апробирована программа тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности подростков. Модель программы, содержит следующие компоненты: Диагностический компонент: определение уровня толерантности подростков до и после проведения тренинговых заня ...
Функции наглядных пособий
Наглядные пособия выполняют следующие функции: ознакомление с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены в школе; ознакомление с внешним видом объекта в его современном виде и в историческом развитии; наглядное представление об устройстве объекта, принципе его действия, управлении ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.