Педагогика и образование » Автоматизированные системы управления учебным процессом в вузе » Математическая постановка задачи синтеза учебных планов вузов

Математическая постановка задачи синтеза учебных планов вузов

Страница 1

Пусть все возможное содержание обучения представлено в виде множества дисциплин, которые, в свою очередь, состоят из учебных модулей.

; ; (1.9)

где a(i, j) – j-й модуль i-й дисциплины;

N – количество дисциплин;

m(i) – количество модулей в i-й дисциплине.

Суммарный объем всех учебных модулей превышает допустимый объем учебного плана.

Учебным планом (УП) на d дискретных интервалах времени будем называть множество:

(1.10)

где - объем всех модулей множества MOD;

– объем модулей, принадлежащих подмножеству учебного плана.

Тогда учебным планом будет являться некоторое подмножество множества MOD, суммарный объем модулей которого не превышает допустимый объем учебного плана.

Задача составления (синтеза) учебного плана сводится к следующему. Первоначально имеется объем дисциплин, превышающий объем учебного плана. Составить учебный план – это значит выбрать из всего объема дисциплин наиболее важные для данной специальности и расположить их по семестрам оптимальным, в смысле выбранного критерия, образом.

Для построения решения задачи синтеза введем дискретную единицу. Учебный год разбит на две части – осенний и весенний семестр. Весенний семестр содержит 17 недель, осенний – 18 (14) недель. При условии, что каждая дисциплина изучается в течение всего семестра, в качестве модуля минимального объема удобно выбирать раздел, соответствующий проведению одного часа занятий в неделю в течение семестра. Поэтому в качестве стандартного модуля можно выбрать модуль с объемом, кратным 17 часам. Небольшие отклонения от стандартного объема (в частности, при длине семестра 14 недель) несущественны.

Времена начала и окончания j-го семестра обозначим за n(j) и k(j). Они представляют собой номера недель с учетом каникул. Отсчет будем вести с нулевой недели, т.е. начало первого семестра n(1)=0.

Модули учебного плана взаимосвязаны, т.е. в последующих используется материал из ранее изученных модулей. Если модуль a(j, r) использует сведения из модуля a(i, l), то a(i, l) называется предком по отношению к a(j, r), а a(j, r) называется потомком по отношению к a(i, l). Каждой дуге, связывающей модули, ставится в соответствие некоторое число, отражающее тесноту связи. Тогда имеем некоторый граф, называемый графом содержательных связей (ГСС) .

Тесноту связи P (i, l; j, r) между модулями a(i, l) и a(j, r) можно охарактеризовать, оценив, какая часть всего лекционного материала из модуля a(i, l) используется в лекционном материале модуля a(j, r). Метод оценки этого коэффициента будет приведен далее в разделе 2.2.

Исходя из вышесказанного, модуль a(i, l) можно представить как набор параметров и функций:

a(i, l)={x (i, l, 1), x (i, l, 2), x (i, l, 3), x (i, l, 4), x (i, l, 5), x (i, l, 6), х (i, l, 7), x (i, l, 8), х (i, l, 9), x (i, l, 10), F (i, l, 1), F (i, l, 2)} (1.11)

где

x (i, l, 1) – начало изучения модуля (номер недели);

x (i, l, 2) – конец изучения модуля (номер недели);

x (i, l, 3) – коэффициент значимости модуля для профессиональной подготовки;

x (i, l, 4) – объем лекционных занятий;

х (i, l, 5) – объем практических занятий;

х (i, l, 6) – объем лабораторных занятий;

х (i, l, 7) – объем самостоятельной работы;

х (i, l, 8) – объем индивидуальных занятий;

х (i, l, 9) – коэффициент значимости модуля для изучения последующего материала;

х (i, l, 10) – коэффициент обобщенной значимости модуля;

F (i, l, 1) – функция нахождения потомков;

F (i, l, 2) – функция нахождения предков.

Коэффициент важности модуля для профессиональной подготовки определяется экспертами по шкале от 0 до 1 или приводится к этой шкале.

Коэффициент значимости объекта для изучения других дисциплин х (i, l, 9) будем находить по алгоритму задачи о лидере. При этом учитывается не только вклад модуля в изучение его потомков, но и в изучаемые позже по логике связей модули.

Для этого пронумеруем все модули, присвоив каждому один индекс. Пусть число модулей при этом оказалось M. Тогда граф связности можно представить двумерной матрицей A размерности M´M, каждый элемент которой a (i, j) равен коэффициенту тесноты связи между модулями i и j P (i, j).

Введем понятие итерированной силы порядка k модуля m – . Итерированная сила модуля m первого порядка характеризует величину вклада модуля-предка для изучения его потомков и равна сумме весов исходящих из него связей.

(1.12)

где – коэффициент тесноты связи модуля-предка с модулем-потомком .

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Логичность как компонент культуры общения
В понятие культуры общения входит в качестве обязательного компонента культура мышления. Она определяется высоким уровнем сформированности основных его характеристик: самостоятельности, продуктивности, гибкости, критичности, логичности, что в свою очередь накладывает отпечаток на эффективность рече ...

Государственные стандарты нового поколения как путь модернизации образования в России на современном этапе.
«Любая реформа образования — это прежде всего реформа содержания образования. Все остальное — изменения в системе образования, то есть в его инфраструктуре. Более того, как это ни покажется парадоксальным, всякие изменения только в экономике образования, как и всякие только технологические изменени ...

Предпосылки активации развития творческой активности школьников
Творческая активность является предметом изучения многих авторов, как Б.Г.Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Л.Г. Денисова, А.В. Петровский, А.Я.Понамарев, А.М.Матюшкин, С.Л.Рубинштейн и др. В педагогике понятие «активность» чаще всего связывают с учебно-воспитательным процессом, с проблемой выделения, р ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0106