Многие психологи, в частности Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов [], полагают, что, мотивом, наиболее адекватным учебной деятельности, является направленность школьников на овладение новыми способами действий. Ибо именно усвоение способов преобразования изучаемого объекта приводит к обогащению субъекта учебной деятельности и потому составляет специфику, отличие учебной деятельности от всех других видов деятельности. Поэтому учителю следует заботиться о том, чтобы у школьника сформировался этот очень важный учебно-познавательный мотив, ориентирующий ребенка на способ действий. Еще более ценно осознание учеником важности этого мотива, превращение его в один из ведущих.
Особенность мотива как одной из сторон мотивационной сферы состоит в том, что он прямо связан со смыслом, личностной значимости этой деятельности: если изменяется мотив, ради которого школьник учится, то это принципиально перестраивает и смысл всей его учебной деятельности, и наоборот сдвиг мотива с социального на познавательный. Ребенок стремиться учиться не только, чтобы получить хорошую оценку, а чтобы узнать что-то новое, овладеть новыми знаниями. Например, узнать что-то новое о числе, научиться новым способам решения задач и т.д.
В педагогической практике возможны разные пути воспитания новых мотивов учения. В одних случаях рождение новых мотивов учения происходит тогда, когда учителю удается придать личностный смысл действиям ученика, которые ранее не имели для него внутриней значимости. Например, на первых этапах обучения ребенок иногда выполняет домашнее задание только для того, чтобы его отпустили погулять. Но по мере успешного выполнения заданий и получения за них положительных оценок взрослого эта цель закрепляется, выполнение заданий для ученика приобретает новый смысл, а это значит, что появляется новый мотив учения. Этот путь появления новых мотивов психологи А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова и др., обычно называют «сдвиг мотива на цель».
К видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Направленность на содержание учебного предмета говорит о наличии познавательных мотивов. Направленность на другого человека в ходе учения – о социальных мотивах.
А.К. Маркова [] выделяет три уровня познавательных:
*широкие познавательные мотивы – ориентированные на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями;
*учебно – познавательные мотивы – ориентированные на усвоение способов добывания знаний, приёмов самостоятельного пробритения знаний;
*мотивы самообразования – ориентированы на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы совершенствования.
Социальные мотивы могут иметь следующие уровни (А.К. Маркова, там же):
*широкие социальные мотивы – долг и ответственность, понимание социальной значимости учения;
*узкие социальные или позиционные мотивы – стремление занять определённую позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение;
*мотивы социального сотрудничества – ориентация на разные способы с другим человеком.
А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др. [], подразделяют мотивы на внешние и внутренние – в зависимости от отношения человека к процессу получения знаний.
Если мотивация внешняя, это не значит, что она плохая, у неё имеются свои плюсы и минусы. Известно, что престижная и соревновательная мотивации широко распространены в школьной среде и нередко приводят к неплохим результатам в учёбе. Соревновательная мотивация – типичное явление в средней школе, когда дети стараются не отстать друг от друга. Престижная мотивация работает у старшеклассников, которые пытаются самоутвердиться, демонстрируя свои познания в той или иной области. Однако нужно видеть и слабые стороны учебной деятельности, поддерживаемые внешними мотивами: устойчивые представления о мире не образуются. В то время как внешняя мотивация направлена на определённые стороны учебной работы, связанные с внутренним отношениям к ним.
В.Г. Асеев, Г.И. Щукина и др., выделяют осознаваемые и неосознаваемые мотивы. Основу целенаправленного процесса учения составляют, конечно, осознаваемые мотивы. Вместе с тем мотивация учения определяется и разного рода не вполне осознаваемыми учеником установками и потребностями.
Работа учителя, по сути дела, состоит из воздействия и на осознаваемые и на пока не вполне осознанные побуждения. В.Г. Асеев описал два пути воздействия на мотивацию ребенка.
Первый путь – «сверху вниз» – состоит в том, что проводится работа по осознанию мотивов, ребёнку раскрываются идеалы, цели, которые у него, по замыслу взрослого, необходимо сформировать; затем эти «нормы» превращаются из внешне понимаемых норм во внутренние нормы, принятые самим ребенком.
Формирование основных учебных умений
и навыков дошкольников в рамках работы кружка по изобразительному искусству
Для реализации задач нашего исследования был проведен формирующий эксперимент. В нем участвовали дети экспериментальной группы - 20 человек в возрасте 5,5 - 6 лет. Для экспериментальной группы мы предложили специальную программу, направленную на развитие ребенка дошкольного возраста в рамках круж ...
Содержание представлений о природе
Первый блок знаний — представления о растениях и животных как живых организмах, их признаках и свойствах. Конкретные признаки отдельных растений и животных, доступные сенсорному анализу их качества и свойства: цвет, величина, части и органы, их пространственное расположение, вариативность у разных ...
Логические задачи для мальчиков
1. Четверо друзей играли в шахматы 4 часа, Сколько часов играл каждый? 2. Четыре друга спустились с горы на санках, Игорь проехал дальше, чем Сергей. Сергей проехал меньше чем Егор, но дальше, чем Олег. Кто проехал меньше всех? 3. Антон выше Богдана, но ниже Владимира . Саша самій низкий среди них. ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.