По мнению А.Н. Леонтьева всякая деятельность начинается с потребностей, все они, даже биологические по происхождению, складываются во взаимоотношении ребенка с взрослыми и поэтому социально обусловлено. «Потребность – это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности» (А.Н. Леонтьев). Однако сама по себе потребность не определяет характера деятельности; это объясняется тем, что в самом «потребностном» состоянии предмет ее удовлетворения жестко не записан. Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными предметами, разными способами. Предмет ее удовлетворения определяется только тогда, когда человек начинает действовать, это приводит, как говорят психологи (А.Н. Леоньтьев, Е.И. Савонько, Л.И. Божович) к «опредмечиванию» потребности. Но без потребности не пробуждается активность ребенка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановки целей. По словам А.Н Леонтьева: «цель – это направленность на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности». Что же из этого следует для обучения? По мнению Л.И. Божович всякому ребенку свойственна потребность в новых впечатлениях, переходящая в не насыщаемую познавательную потребность. На нее учитель должен, прежде всего, опереться, актуализировать ее, сделать более четкой, осознанной у большинства учащихся. Если у школьника не актуализирована это широкая познавательная потребность, создающая готовность к учебной деятельности, то он не переходит и к другим – более активным формам побуждений, например к постановке целей; если же учителю не удается опереться на имеющиеся у школьников познавательные потребности и использовать их для самостоятельной постановки целей учащихся, то ему не чего не остается, как ставить перед учениками готовые цели. А это не только не способствует развитию положительной учебной мотивации, а является ступором для развития интереса к учению. Необходимо обеспечить и переход от потребности к деятельности. В тех случаях, когда потребность в общей познавательной активности не находит выражения в формах самостоятельной учебной деятельности школьника, возникают трудности в работе с учениками. Его, не реализованные потребности, могут найти выход в нигилизме, упрямстве, конфликтности и других не желательных формах поведения.
Учителю важно специально продумать вопрос о содержании учебной деятельности, в которой реализуется потребность. Так называемая познавательная потребность, о которой шла речь выше, может по-разному удовлетворяться в учебной деятельности – это зависит, от условий учебной работы, требований учителя. В одних случаях познавательная потребность может удовлетворяться уже получением хороших отметок, в других – при правильно организованной учебной деятельности – ориентацией школьника на внутреннее содержание учебной деятельности, способами выполняемых действий.
В ходе самой учебной деятельности – в зависимости от условий ее организации, ее общей атмосферы, типа общения с учителем – потребности учения формируются, перестраиваются, совершенствуются. В процессе учебной деятельности изменяется не только собственно познавательный компонент потребностей, но и социальные установки учения – потребность включения в общественно-значимую практику, отдачи обществу, другому человеку, потребность в самоусовершенствовании. Все это создает основу для становления специфически человеческой потребности, в деятельности в созидании.
Л.И. Божович наметила некоторые из путей развития потребностей в учении.
Во-первых, это путь развития потребностей через изменение положения ребёнка в системе его взаимоотношений с окружающими людьми.
Во-вторых, новые потребности возникают у ребёнка в связи с усвоением им новых форм поведения и деятельности, с овладением готовыми предметами культуры (например, ребёнок научился читать, у него возникает потребность в чтении, научился рисовать – потребность в рисовании).
В-третьих, помимо расширения круга потребностей и возникновения новых происходит развитие внутри каждой потребности от элементарных её форм к более сложным.
Наконец, четвертый путь развития потребностей учебной деятельности школьников, – путь развития структуры мотивационной сферы ребёнка, то есть развитие соотношения взаимодействующих потребностей и мотивов.
Н.В. Савин рассматривает мотив как «побуждение, направленность, к деятельности, связанное с удовлетворением определённых потребностей, совокупность внутренних психологических условий, вызывающих, направляющих человеческие действия и управляющих поступками». В обучении мотивом является направленность ученика и на овладение знаниями, и на получение хороших отметок, и на похвалу родителей, и на установления желаемых отношений со сверстниками. Иными словами учебное поведение побуждается всегда несколькими мотивами.
Роль Ф. Фребеля в создании воспитательных учреждений для
дошкольников
Во второй половине XIX - начале XX в. в Европе широкое распространение получила теория дошкольного воспитания немецкого педагога Фридриха Фребеля (1782-1852) Педагогическая система Фребеля была противоречивой. Она основывалась на идеалистической философии, утверждавшей главенство духовного начала н ...
Игра: сущность, теории
Попытки «тайну» происхождения игры предпринимались учеными различных направлений науки на протяжении многих сотен лет. Диапазон предложенных по истокам проявления игры концепций очень широк и уже рассматривался в отечественной философской и иной научной литературе. Сущность игры как ведущего вида д ...
Развитие творческого воображения на уроках предметно-практического обучения
Уроки предметно-практического обучения имеют большие возможности для формирования у глухих школьников творческого воображения. Успешность реализации этих возможностей, прежде всего, зависит от характера организации учебного процесса. Об эффективном развитии творческого воображения глухих учащихся м ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.