7. В ходе становления мотивации учения школьников учителю надо обладать психологической грамотностью, которая включает и личностные качества, интерес к другому человеку, оптимистическую убежденность в возможности другого человека, высокую терпимость к непохожести человека на других.
8. Формировать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащихся (могло бы привести к манипулированию другим человеком), а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности. Где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.
При гуманных отношениях между учителем и учениками в классе складываются более тёплые отношения, у ребёнка нет страха, что он будет высмеян за неправильный ответ, что ему поставят плохую отметку или накажут за то, что его мнение или ответ не совпадают с мнением товарищей, т.е. создаются атмосфера психологического комфорта. Что очень важно для ребенка, особенно в начальной школе и способствует становлению положительных мотивов учения.
Необходимо кратко остановится на возрастных и индивидуальных особенностях мотивации. Возрастное развитие мотивации состоит в появлении психологических новообразований, т.е. качественно новых особенностей, характеризующих ее более высокий уровень. Как отмечал В.Г. Асеев, мотивационная сфера маленького ребенка отличается одноуровневым строением и рядоположенностью поведения. Для школьного возраста характерно наличие иерархии с преобладанием некоторых ведущих мотивов, которые меняются от возраста к возрасту. Психологами А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович, В.В Репкиным, Д.Б. Элькониным и др. выделена общая картина возрастной динамики мотивов (движения) учения. Особенности мотивов и познавательных интересов учащихся разных возрастов не является «фатально неизбежными» и необходимыми этим возрастом. Современная возрастная психология, демонстрирующая наличие больших резервов развития в каждом возрасте, утверждает возможность создания нового типа отношения к учению, например формирования интереса к способам добывания знаний, уже в младшем школьном возрасте. Поэтому те особенности развития мотивации в разных школьных возрастах, которые будут названы ниже, должны рассматриваться лишь как примерные. Они могут быть скорректированы, углублены и даже преобразованы в ходе использования современных методов обучения и воспитания.
В младшем школьном возрасте, писал А.Н. Леонтьев [], основной мотив учения состоит в большинстве случаев в самом выполнении учения как объективно значимой деятельности, ибо благодаря выполнению учебной деятельности ребенок приобретает новую социальную позицию. В среднем школьном возрасте возникает новый тип мотива, определяемый позицией ребенка в самой школе, возрастают связи с коллективом, увеличивается интерес к работе в школьных детских организациях. В старшем школьном возрасте общие социальные мотивы оказываются связанными с широким кругом общественной жизни школьника, с подготовкой к выбору профессии, с определением широких жизненных перспектив.
Наряду с этим происходит развитие познавательных мотивов. В начале у детей нет выраженного интереса к содержанию уроков и учебных занятий. На следующем этапе интерес к учебным занятиям начинает дифференцироваться, возникают собственно учебные интересы. Интерес перемещается с выполнения учебного действия на его содержание, задачи, которым это действие отвечает, на способы, которым оно выполняется. Если же этих внутренних мотивов учения нет, то интерес школьников замыкается на отметке и других важных, но внешних по отношению к учебной деятельности моментах. А это, по мысли А.Н. Леонтьева, создает некоторые новые трудности: ведь подчинение своих действий мотиву, не имеющему отношения к самому содержанию действия и не порождающему прямого интереса к нему, требует волевого характера учебной деятельности. Выполнение же учебной деятельности, движимой внутренними мотивами учащегося, в меньшей мере требует волевых усилий, так как может сопровождаться и не произвольными интересами.
Учителю важно понимать, что время, когда возникает у школьников дифференцированный интерес к разным сторонам учебной работы и особенно интерес к способам учения, зависит в первую очередь от эффективности учебно-воспитательной работы. Этот интерес может возникать в середине младшего школьного возраста, чаще он складывается в подростковом, а в некоторых случаях не формируется и в старшем школьном возрасте. Между тем ориентация школьника на способы добывания знаний имеет прямое отношение к формированию приемов самообразования, овладение которым сегодня одна из задач школы.
Основные направления коррекционно-логопедической работы
Важным является мнение О.Е. Грибовой о том, что методика коррекционной работы, особенно в случае грубого недоразвития речи, должна быть направлена на формирование базы или основания языковой системы. В основе коррекции должны лежать виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и сем ...
Организация, содержание и методика проведения экспериментальной работы по
постановке голоса с использованием методик русской вокальной школы
Экспериментальная работа проводилась нами на базе МОУ СОШ № 93 г. Волгограда, на протяжении учебного года, в процессе индивидуальной и ансамблевой вокальной работы с учащимися разных возрастных групп (2 класс – 4 человека; 3 класс – 4 человека; 5 класс – 4 человека; 6 класс – 4 человека: всего 16 ч ...
Метод проблемного изложения в обучении географии
Назначение этого метода – показать учащимся сложные познания, движение к истине, продемонстрировать образец доказательного решения какого-либо вопроса. Учитель сам ставит проблему, четко ее формулирует перед учащимися и решет ее сам, раскрывая ход рассуждения ученых. Школьники мысленно следят за хо ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.