Педагогика и образование » Развитие мотивации учения у младших школьников » Психологические характеристика мотивационной сферы учения. И её изменение в ходе индивидуального и возрастного развития школьника

Психологические характеристика мотивационной сферы учения. И её изменение в ходе индивидуального и возрастного развития школьника

Страница 3

Второй путь – «снизу вверх» – состоит в том, что воспитание мотивов происходит через организацию взрослым разных видов деятельности ребенка в условиях активной деятельности самого ребенка. Это способствует актуализации побуждений ребенка, многократно и систематически их подкрепляет, благодаря чему они упрочиваются и включаются в мотивационную сферу. Смотрите информацию Купить экскаватор погрузчик цена у нас на сайте.

Чтобы преодолеть опасность как чисто формального усвоения готовых осознаваемых побуждений, исходящих от взрослого, так и стихийного становления мотивов, целесообразно в ходе учебно-воспитательной работы использовать оба пути.

Отдельные стороны мотивационной сферы могут различаться не только по степени их осознанности ребенком, но и по степени их действенности. Как правило, реально действующие мотивы вырастают из осознанных побуждений, т.е. действенность мотивов связана с их осознанностью. Вместе с тем действенность мотивов связана с их удовлетворенностью. Если в ходе учения у школьника создаётся постоянная удовлетворённость, что наблюдается при облегчении учебного труда, например при объяснительно– иллюстративном типе обучения, когда перед учениками ставятся готовые цели или знания сообщаются в готовом виде, при низких требованиях учителя и завышении отметок учащихся, то это приводит к свертыванию активности и действенности самого ученика. Постоянная неудовлетворенность побуждений к учению так же снижает действенность мотивов самих учащихся. Следовательно, оптимальный путь воздействия на мотивационную сферу, видимо, состоит в разумном сочетании ситуаций неудовлетворенности побуждений, приводящих к потенциально активному состоянию готовности к учебной деятельности, с удовлетворенностью других побуждений, формирующих действенные мотивы учения и создающих его положительный эмоциональный фон. В этом заключается испытанный практикой подход, когда к новому уровню трудности в работе учитель переходит после положительной реализации ребенком его мотивов учения на более простом материале. Например, ребенок решил пример или задачу с числами в приделах 50, можно переходить к использованию больших чисел.

Кроме различия побуждений по уровню осознанности, степени их действенности обращает внимание учителя несовпадение мотивов по эмоциональному тону, их модальности – положительной или отрицательной. Обычно положительную модальность имеют побуждения, исходящие из внутренних потребностей самого ученика, отрицательную модальность – побуждения, жестко навязываемые извне взрослым. В последнем случае побуждения могут быть, приобретать характер мотивов «избежания», когда ученик учится для того, чтобы избежать неприятностей, исходящих от взрослых. Хотя реально у части учеников такая мотивация всегда имеется, учитель, конечно, должен строить свою работу не на ее основе (угрозы двойками, вызовом родителей), а с учетом внутреннего, положительно окрашенного отношения к учебной работе. О необходимости поощрять ростки положительного отношения к учению неоднократно писал В.А. Сухомлинский. Положительно окрашенная мотивация в начале может иметь эпизодический характер и только затем становится более устойчивой. Отрицательная модальность, связанная с проявлением неудовлетворенности ученика своей работой, имеет право на существование в учебном труде и может, рассматривается как этап в становлении мотива цели.

Существует еще одна сторона мотивационной сферы учебной деятельности, о которой часто говорят в школе, – интерес к учению. Он тесно связан с уровнем сформированности учебной деятельности, и в этом плане есть выражение и проявление состояния других сторон мотивационной сферы – мотивов и целей. Чтобы возбудить интерес, полагал А.Н. Леонтьев, нужно создать мотив, а затем открыть школьникам возможность нахождения цели. «Интересный учебный предмет – это и есть учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом».

Особенностями многих видов побуждений являются потребности, мотивы, цели, интересы. Главная характеристика мотивационной сферы – мотивы, т.е. направленность активности на предмет. Учителю необходимо учитывать то, что мотивы формируются эффективно только в единстве с другими сторонами мотивационной сферы – с потребностями, целями и т.д. Если главный путь становления учебных мотивов и целей лежит в формировании учебной деятельности, то для развития потребностей имеет значение более широкий контекст жизни ученика. Важность формирования всех сторон мотивационной сферы продиктована и тем, что они только во взаимосвязи и единстве друг с другом реализуют функции мотивации: потребность, как правило, выполняет побуждающую функцию, цель – направляющую и организующую, а мотив смыслообразующую.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Народная педагогика: общая характеристика
Каждая нация имеет собственную имплицитную концепцию воспитания, которая отражает особенности условий жизни и менталитета. Уже хрестоматийным стало высказывание К.Д. Ушинского: "Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет и в ...

Проявление познавательного интереса в младшем школьном возрасте
В данной главе будет дана подробная характеристика специфических особенностей познавательных интересов младших школьников. Как уже было выяснено в предыдущей главе, при поступлении ребенка в школу, под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение им качес ...

Общетеоретическая характеристика невербального компонента общения
Как пишет А.Пиз: «Кажется почти невероятным, что более чем за миллион лет эволюции человека невербальные аспекты коммуникации начали серьезно изучаться только с начала 60-х гг., а обществу стало известно об их существовании только после того, как Дж.Фаст опубликовал свою книгу в 1970 г.» Эта книга ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0111