В связи с речевым характером навыков при обучении интонации необходимо использовать условно-коммуникативные упражнения на рецепцию и репродукцию.
Упражнения на рецепцию предназначены для развития интонационного слуха.
1. Упражнения на распознавание:
- послушайте поручения, которые родители дают детям.
- поднимите руку, когда услышите, что поручение сделано в форме просьбы: интонация вверх
2.Упражнения на дифференциацию:
- прослушайте поручения, которые дают детям мама и папа (делают ли они это в форме просьбы). +/-
3. Упражнения на идентификацию:
- послушайте поручения, которые дают родители;
- определите, где просьба, а где приказ;
- отметьте где что. (Так же можно определять настроение, степень уверенности в своих словах.)
Упражнения на репродукцию интонационных моделей
Это условно-коммуникативные рецептивно-репродуктивные упражнения на имитацию, подстановку, трансформацию речевых моделей, а также продуктивные упражнения на самостоятельное употребление ИЯ на уровне фраз.
1. Упражнения на имитацию (попросите друга сделать то, о чем я вас прошу)
2. Упражнения на подстановку. (Учитель просит у учащихся определенную вещь, и предлагает обратиться к другу с такой же просьбой или попросить другую вещь)
3. Упражнения на трансформацию (послушайте приказы учителя и передайте их товарищам как просьбу)
4. Упражнения на самостоятельно использование ИЯ.
Работа над интонацией должна продолжаться при говорении, аудировании и чтении вслух (чтение: чтение за диктором, выразительное чтение, чтение с интонационной разметкой). Контроль и оценка произношения совершается преподавателем с учетом типов ошибок в речи учеников.
Существуют и другие упражнения на формирование ритмико-интонационных навыков у учащихся:
- сделав интонационную разметку предложения, определить степени редукции, нарисовать тонограмму предложения;
- прослушать текст в магнитофонной записи, протонировать текст и воспроизвести интонацию текста, не искажая образец;
- протонировать текст и отчитать в соответствии с тонировкой;
- отчитать «snowball»: Memphis, Museum in Memphis, Mammoths in the Museum of Memphis;
- отчитать стихотворение с заданной интонацией и выучить наизусть;
- прочитать предложение сначала как утверждение с нисходящим тоном, затем как вопросительное предложение с восходящим тоном;
- прочитать предложенные общие вопросы, обращая внимание на интонацию;
- прочитать предлагаемые альтернативные вопросы с соответствующей им интонацией.
- прочитать фонетических упражнений. Транскрибировать слова.
- чтение упражнений и диалогов, заучивание образцов.
- выполнять упражнения на правила чтения. Интонировать предложения, тексты, диалоги.
- написать тонограмму. Аудирование короткие рассказы и диалоги.
- изучать теоретическую литературу, проводить устный опрос. Аудирование и чтение диалогов «Meet the Parkers», их драматизация, интерпретация.
- аудирование рассказов, краткий пересказ, чтение, декламирование.
- повторять изученный теоретический материал, анализ фонетических явлений в микротекстах.
- изучать теоретическую литературу по проблемам фоностилистики.
- аудирование текстов различных стилей (информативного, академического, декламационного, публицистического, разговорного). Выполнение практических заданий, чтение прослушанных текстов в соответствии с требованиями стиля.
Для достижения безупречной интонации, безусловно, требуется достаточно много времени. Мы ознакомились с приёмами и различными видами упражнений для обучения ритмико-интонационным навыкам и поняли, что самыми эффективными являются:
Поддержание образцовой речи учителя;
Специальные упражнения, грамотно подобранные и систематически выполняемые, на рецепцию и репродукцию;
Проявление познавательного интереса в младшем школьном возрасте
В данной главе будет дана подробная характеристика специфических особенностей познавательных интересов младших школьников. Как уже было выяснено в предыдущей главе, при поступлении ребенка в школу, под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение им качес ...
Анализ методических рекомендаций и обоснование
направления коррекционно-развивающей работы для преодоления нарушений письма
Дисграфия у детей - это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений. По мнению многих исследователей, нарушения письма основываются на совокупности дисфункций: дефектов устной речи, недостаточной сформированности п ...
Педагогические технологии и их виды
Соответственно этапам решения педагогической задачи вне зависимости от их содержания и временных рамок можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования, например процесса обучения и его осуществления. Частные – это технологии решения таких зад ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.