Трудности, которые младшие школьники испытывают при усвоении учебного материала по русскому языку и чтению и их психологические причины могут быть разделены на четыре группы.
Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтения. Качество процесса письма в значительной мере обуславливается уровнем развития психомоторной сферы ученика.
У детей с низким уровнем развития психомоторной сферы отмечаются следующие трудности в написании букв:
• нестабильность графических форм (по высоте, ширине, наклону букв);
• отсутствие связных движений при письме, “печатание” букв;
• плохой, небрежный почерк;
• очень медленный темп письма;
• сильный тремор (дрожание руки), проявляющийся в дополнительных штрихах, дрожащих линиях;
• слишком большое напряжение руки при письме (сильное надавливание) либо слишком слабый нажим.
Конкретными недостатками развития психомоторной сферы являются:
• несформированность зрительно-двигательных координаций;
• недостаточный уровень дифференцированности мышечных усилий руки;
• недостатки в развитии микромоторики.
При формировании двигательного навыка чтения (речевые умения) важную роль играют особенности артикуляции учащегося, которые влияют на темпо-ритмические характеристики громкого чтения. Затруднения в артикулировании проявляются в том, что ученик характеризуется: а) низкой скоростью чтения, б) слоговым типом чтения, в) низким уровнем понимания читаемого в связи со смешиванием близких по акустическим или артикуляционным признакам букв, приводящим к смешиванию значений слов. Кроме того, низкая скорость чтения затрудняет осуществление синтеза смысловых единиц текста, что также затрудняет понимание прочитанного.
Вторая группа трудностей обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма и чтения. Основные проявления трудностей, вызванной данной причиной, состоят в следующем:
• замена букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам,
• пропуски букв при письме и чтении,
• недописывание слов и предложений,
• замена и удвоение слогов, количественные ошибки при написании букв;
• трудности понимания слов, сходных по звуковому составу, искажение смысла слов;
• неправильное чтение похожих по начертанию букв;
• затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова;
• трудности перехода из конкретного плана в абстрактный план;
• тугодумость.
Конкретными психологическими причинами, лежащими в основе этой группы трудностей, могут быть названы следующие.
1. Несформированность пространственных представлений.
Учащиеся с низким уровнем развития анализа пространственных отношений с трудом осваивают конфигурацию букв, не могут понять соотношение их частей, расположение на строке.
У детей с несформированностью пространственных представлений часто встречается “зеркальное” написание букв и цифр (например, вместо буквы «З» пишут букву « », вместо буквы «Я » - «R»)
Другие недостатки в развитии у ребенка пространственных представлений могут проявляться
• в сращивании и расщеплении слов при письме;
• в слитном написании с предлогами;
• в замене букв по пространственному сходству (с – е, б- д);
• высота букв может не соответствовать высоте рабочей строки;
• при списывании (чтении) буквы располагаются (считываются) в обратной последовательности (вместо “ на” пишут и читают “ ан”, вместо “ нос “ - “ сон” и т.д.);
• учебный материал располагается на странице снизу вверх, копия - выше образца;
Особенности компетентностно-ориентированного образования
Смысл компетентностно-ориентированного образования состоит в диалектическом синтезе академического и прагматичноro образования, в обогащении личностного опыта субъекта в конструировании такой образовательной среды, которая способствует оптимальному развитию индивидуальности, уникальности обучающего ...
Университеты – уникальный социальный институт
Исторический феномен развития университетов берет свое начало с XI века, когда университеты являлись средневековыми корпорациями, включавшими как магистров, так и учащихся (отсюда и их название – Universitas magistrorum et scolarium, корпорации учителей и учеников, или просто университеты, т.к. сту ...
Нравственные идеи в истории педагогики
"То, что упущено в детстве, - говорил Сухомлинский, - иногда не возместить в годы юности, а тем более в зрелом возрасте". Зачастую родители и воспитатели исходят в своих действиях из неверного отношения к детям как к существам низшим. "Нет" – считал Корчак. "Сто детей – сто ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.