Трудности, которые младшие школьники испытывают при усвоении учебного материала по русскому языку и чтению и их психологические причины могут быть разделены на четыре группы.
Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтения. Качество процесса письма в значительной мере обуславливается уровнем развития психомоторной сферы ученика.
У детей с низким уровнем развития психомоторной сферы отмечаются следующие трудности в написании букв:
• нестабильность графических форм (по высоте, ширине, наклону букв);
• отсутствие связных движений при письме, “печатание” букв;
• плохой, небрежный почерк;
• очень медленный темп письма;
• сильный тремор (дрожание руки), проявляющийся в дополнительных штрихах, дрожащих линиях;
• слишком большое напряжение руки при письме (сильное надавливание) либо слишком слабый нажим.
Конкретными недостатками развития психомоторной сферы являются:
• несформированность зрительно-двигательных координаций;
• недостаточный уровень дифференцированности мышечных усилий руки;
• недостатки в развитии микромоторики.
При формировании двигательного навыка чтения (речевые умения) важную роль играют особенности артикуляции учащегося, которые влияют на темпо-ритмические характеристики громкого чтения. Затруднения в артикулировании проявляются в том, что ученик характеризуется: а) низкой скоростью чтения, б) слоговым типом чтения, в) низким уровнем понимания читаемого в связи со смешиванием близких по акустическим или артикуляционным признакам букв, приводящим к смешиванию значений слов. Кроме того, низкая скорость чтения затрудняет осуществление синтеза смысловых единиц текста, что также затрудняет понимание прочитанного.
Вторая группа трудностей обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма и чтения. Основные проявления трудностей, вызванной данной причиной, состоят в следующем:
• замена букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам,
• пропуски букв при письме и чтении,
• недописывание слов и предложений,
• замена и удвоение слогов, количественные ошибки при написании букв;
• трудности понимания слов, сходных по звуковому составу, искажение смысла слов;
• неправильное чтение похожих по начертанию букв;
• затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова;
• трудности перехода из конкретного плана в абстрактный план;
• тугодумость.
Конкретными психологическими причинами, лежащими в основе этой группы трудностей, могут быть названы следующие.
1. Несформированность пространственных представлений.
Учащиеся с низким уровнем развития анализа пространственных отношений с трудом осваивают конфигурацию букв, не могут понять соотношение их частей, расположение на строке.
У детей с несформированностью пространственных представлений часто встречается “зеркальное” написание букв и цифр (например, вместо буквы «З» пишут букву « », вместо буквы «Я » - «R»)
Другие недостатки в развитии у ребенка пространственных представлений могут проявляться
• в сращивании и расщеплении слов при письме;
• в слитном написании с предлогами;
• в замене букв по пространственному сходству (с – е, б- д);
• высота букв может не соответствовать высоте рабочей строки;
• при списывании (чтении) буквы располагаются (считываются) в обратной последовательности (вместо “ на” пишут и читают “ ан”, вместо “ нос “ - “ сон” и т.д.);
• учебный материал располагается на странице снизу вверх, копия - выше образца;
Допедагогическая деятельность С. А. Рачинского
Сергей Александрович Рачинский (15 мая 1833, с. Татево, Бельский уезд, Смоленская губерния — 15 мая 1902, с. Татево, Бельский уезд, Смоленская губерния) - российский учёный, педагог, просветитель, профессор Московского университета, ботаник и математик, Член-корреспондент Императорской Санкт-Петерб ...
Роль сказкотерапии в работе с дошкольниками
Сказкотерапия безусловно является очень ценным методом психологической работы с детьми, предоставляя очень естественную и традиционную форму общения ребенка и взрослого - через сказку. При работе с ребенком педагог, как правило, не использует "психологического" языка анализа внешне, но по ...
Функция, обратная синусу
Рассмотрим функцию y=sin х (рис. 6), которая на отрезке [–π/2;π/2] возрастающая, непрерывная и принимает значения из отрезка [–1; 1]. Значит, на отрезке [– π/2; π/2] определена функция, обратная функции y=sin x. Рис. 6 Эту обратную функцию называют арксинусом и обозначают y=arcs ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.