Возможность изготовить предмет, имеющий практическую значимость, своими руками, привлекает детей. Эта особенность ручного труда становится сильным мотивом, побуждающим ребенка к овладению необходимыми навыками, к настойчивости в процессе деятельности. Но, выбирая методы организации труда и его содержание, важно и необходимо учитывать его воспитательное значение и его целесообразность (степень сложности, объем труда и т. д.).
Организуя ручной труд в группе, воспитатель должен учитывать соответствие его содержания возможностям детей. Труд должен быть интересным для них и приводить к результату, имеющему практическое значение, позволять достичь результата без переутомления, не оказывать отрицательного влияния на двигательный режим, на организацию других видов деятельности (игр, занятий по интересам).
Чтобы вызвать интерес детей к ручному труду, нужно увлечь их работой по изготовлению разных вещей: сказочных персонажей, белья для кукол, игрушек и др. С этой целью воспитатель привлекает их внимание к уже готовым изделиям. При этом не надо брать очень сложные образцы, лучше выбрать то, что доступно воспитанникам. Дети должны при этом почувствовать интерес педагога к изготовлению предметов своими руками. Для этих целей воспитатель приносит в группу природный материал или образец готового изделия.
В понятие культуры педагогического труда входит умение без потери времени работать с детьми, организовывать их деятельность, в частности трудовую. Чтобы владеть этим умением, необходимо планировать свою работу по трудовому воспитанию.
Педагогический процесс требует напряжения сил, собранности, целеустремленности, умения не выключаться из рабочего состояния, когда, например, дети трудятся самостоятельно. Большую помощь в этом оказывает конкретный план деятельности на каждый день по организации труда дошкольников.
При планировании важно отметить следующие моменты:
1) указать цель труда (что должен делать и сделать ребенок);
2) определить задачи, которые будут решаться взрослым (обучение действиям, закрепление у детей ряда последовательных действий, упражнение, воспитание положительных взаимоотношений, интереса к труду, умения прилагать усилие, делать работу самостоятельно, правильно и пр.);
3) продумать форму организации труда ребенка (повседневный труд по самообслуживанию, совместный труд со взрослым, поручение, дежурство, труд рядом, общий или совместный труд);
4) наметить основные методические приемы, которые позволят решить образовательную или воспитательную задачу (положительный пример взрослого, ребенка; показ действий; положительная оценка; привлечение ребенка для помощи другому; место педагога в процессе труда и пр.);
5) указать оборудование, которое понадобится ребенку в процессе работы;
6) наметить виды индивидуальной работы по трудовому воспитанию, указать, с кем из детей он будет проводить ее конкретно.
Понимая, что старшие дошкольники сами могут находить и решать посильные задачи, воспитатель должен направлять их к этому. Поскольку в отличие от малышей они умеют переносить на себя общие требования, педагог периодически может обращаться одновременно ко всем детям: «Кто хочет мне помочь, а то у меня очень много разных дел?", «Кто сегодня хочет поработать?". С такими предложениями-вопросами он обращается в разных жизненных ситуациях: если трудовой процесс предполагается осуществлять сразу, или позже, или на следующий день ("когда придете завтра в детский сад", «вечером», «на прогулке» и т.п.) Воспитатель особо поощряет тех детей, которые не только выразили желание поработать, но и выполнили свое обещание: сами вспомнили, предложили свою помощь. Положительная оценка, сделанная в присутствии остальных детей группы, как правило, не остается безответной. Всегда находятся ребята, желающие потрудиться, помочь сначала ради похвалы, а с приобретением опыта такое поведение станет привычным.
Работа над орфографическими ошибками учащихся
Работа над орфографическими ошибками, допускаемыми учащимися, - важный этап в формировании у них орфографических умений и навыков. Она должна проводиться учителем регулярно в определенной системе. Появление в письменной речи учащихся орфографических ошибок - закономерное явление процесса обучения. ...
Методические разработки
по теме "способы получения этилена"
Тема: "Алкены - непредельные углеводороды. Получение, химические свойства и применение" Цель: изучить способы получения, химические свойства и применение алкенов на примере этилена. Задачи: Образовательные: разобрать лабораторные и общие промышленные способы получения алкенов, их химическ ...
Реализация процесса организации проектно-творческой деятельности младших
школьников
Реализация процесса организации проектно – творческой деятельности на уроках трудового обучения в начальной школе проходила во время прохождения педагогической практики в МОУ СОШ №11 х. Маевского Славянского района Краснодарского края. Проектно-творческая деятельность основывалась на разработанных ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.