Педагогика и образование » Ручной труд как средство воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста » Возможности ручного труда в воспитании самостоятельности в старшем дошкольном возрасте

Возможности ручного труда в воспитании самостоятельности в старшем дошкольном возрасте

Страница 2

Во всех видах труда формируется важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется на производстве и в быту. Участвуя в коллективном труде, индивид познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может. Дети, как показали психологические исследования, плохо знают себя, свои возможности, свое положение в коллективе. И в результате трудовой деятельности происходят существенные изменения. Прежде всего, изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива и педагогов.

Труд играет большое значение в развитии способностей ребенка. Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возраста - в игре, в младшем и среднем школьных возраста - в учении, в юношеском - в профессионально-трудовой подготовке.

Формирование способностей осуществляется в той или иной деятельности. В процессе труда, например, распределение внимания становится более широким, а его переключение более быстрым.

В процессе труда и общения с другими членами трудового коллектива происходит развитие чувств.

Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Работа в коллективе развивает социализацию личности ребенка Развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка.

В современной жизни необходимо не только вооружать дошкольников, а позже учащихся знаниями и умениями, но и вырабатывать готовность самостоятельно их пополнять. Поэтому очень важно обучать детей умениям и навыкам самостоятельного учебного труда, в том числе умение работать своими руками.

Надо стремиться к тому, чтобы уроки пробуждали у детей любознательность, стремление к расширению своего кругозора путем самообразования, внеклассных занятий. Примером может служить выполнение проектов.

Процесс современного воспитание изменяет содержание и характер труда, требует развития у каждого человека познавательной самостоятельности, творческого мышления. Чтобы включить детей в творческую деятельность, нужна система познавательных задач поискового характера.

Развивать самостоятельность как качество личности непросто, поскольку нужно суметь создать такие условия, при которых у дошкольника появится желание созидать и уверенность в том, что ему удастся достигнуть поставленной цели. При этом необходимо учитывать тот факт, что дети сильно различаются по своим интересам, активности, инициативе и т. д. Поэтому технология развития самостоятельности должна строиться поэтапно и сам процесс развития будет достаточно продолжительным.

В старшем дошкольном возрасте детям становится доступным ручной труд. Его содержание очень разнообразно: это и изготовление игрушек-самоделок из различных материалов, и работа с тканью, древесиной, виды ручного труда, навыками которого ребенок овладел в семье (элементы ткачества, шитья, вышивания).

Любой из видов ручного труда содержит в себе одинаковые возможности для формирования у детей нравственно-волевых качеств, прилежания, стремления к качественному выполнению задуманного. Но некоторые виды его должны иметь место в каждом детском саду.

Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий получают незамедлительно готовую поделку. Ребенок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. Перед воспитателем, руководящим ручным трудом, всегда стоят две задачи: вызвать интерес к изготовлению полезных предметов своими руками, прилагая усилия, проявляя фантазию, творчество, и в то же время предупредить возможные неудачи, чтобы не снизить интереса к труду, использовать возникающие затруднения с целью формирования у детей готовности к их преодолению.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Теоретическое обоснование методики логопедической работы по формированию словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией
Теоретической основой логопедической работы по формированию словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией явилось современное понимание процесса овладения детьми грамматическим строем речи в норме. Результаты констатирующего эксперимента показали необходимость проведения коррекци ...

Методика преподавания математики по учебно-методическому комплексу «Гармония» и её значение для развития мыслительной деятельности учащихся
Рассмотрим, как все вышесказанное реализуется в преподавании математики по учебно-методическому комплекту «Гармония» (автор Н.Б. Истомина). Первые 7 уроков в I классе проводятся по теме «Признаки предметов. Счет предметов (устная нумерация)». Система заданий, содержащихся в учебнике, в тетрадях с п ...

Составление психолого-педагогической характеристики группы
В своем исследовании использовала метод наблюдения. Наблюдение проводилось в течение недели в первой и во второй половине дня. В группе 11 человек. 4 девочки и 7 мальчиков. Возрастной состав 5-6 лет. В основном это дети с ОНР. Все дети совершенно разные, но их можно заинтересовать в общих делах: по ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.7226