У детей старшего дошкольного возраста начинают проявляться интерес к определенным видам труда, к коллективной работе, привязанности и симпатии к отдельным сверстникам и взрослым. Постепенно, в повседневных беседах, при наблюдении за выполнением детьми поручений и обязанностей у педагога складывается объективное представление об отношении каждого ребенка к труду. Принятие цели старшими дошкольниками не всегда может служить объективным показателем их отношения к труду.
Таким образом, можно сделать вывод, что основная форма ручного труда детей старшей группы – это включение их в коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания. Установка, даваемая детям перед коллективной работой, создает предпосылки для постепенного перехода от труда для себя и близких людей (мамы, воспитателя, няни) к труду для окружающих – более младших воспитанников детского сада, сотрудников других групп. Это становится одной из главных задач трудового воспитания детей в следующей, подготовительной к школе группе.
Методы педагога в руководстве трудом детей направлены, прежде всего, на то, чтобы ненавязчиво помочь ребенку самостоятельно освоить тот или иной вид деятельности, а также на то, чтобы предупредить ошибку в работе, вовремя посоветовать, как ее исправить, оказать необходимую помощь. При таких приемах педагогического руководства в старшем дошкольном возрасте к моменту перехода в школу удается сформировать довольно стойкие мотивы, определяющие нравственную основу личности ребенка, его трудовой деятельности.
Стать самостоятельным и быть таковым подрастающему даже взрослому человеку не так-то просто. В практической жизни семьи, школы, общества чаще всего встречаются две крайности: в одном случае стремятся уберечь от трудностей, создают такие тепличные условия, в которых инициатива и самостоятельность не нужны, в другом - от ребенка требуют полной самостоятельности даже тогда, когда он к этому еще не готов: в результате одна стратегия порождает апатию, инфантильность, другая - страх, неуверенность перед новыми трудностями.
Известно, что самостоятельность человека развивается в процессе его адаптации к природным и социальным условиям. Особенно ценна она в тех экстремальных ситуациях, когда необходимо принимать самостоятельные решения, не ожидая помощи извне. Чтобы не бояться воды, надо уметь плавать, а чтобы научиться плавать - надо самому броситься в воду. Эта простая и давно известная истина, верно, раскрывает роль самостоятельного действия в адаптационных процессах, требующих усилий, напряжения, преодоления трудностей. Присвоенные и проверенные в собственном опыте знания снимают у человека состояние тревожности, неуверенности, беспокойства не только в учебном процессе, но и в отношениях с окружающими людьми, предметами, явлениями природы. Вот почему педагоги давно осознали необходимость воспитания у дошкольников самостоятельности как свойства деятельности и как черты личности.
В практике воспитания проблеме самостоятельности ребенка в ручном труде уделено особое место. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции.
У детей старшего дошкольного возраста начинают проявляться интерес к определенным видам труда, к коллективной работе, привязанности и симпатии к отдельным сверстникам и взрослым. Постепенно, в повседневных беседах, при наблюдении за выполнением детьми поручений и обязанностей у педагога складывается объективное представление об отношении каждого ребенка к труду. Принятие цели старшими дошкольниками не всегда может служить объективным показателем их отношения к труду.
Организация экспериментального исследования и характеристика исследуемых
детей
Исследование проводилось на базе МОУ «СОШ № 13» города Норильска, Красноярского края. Опытно-экспериментальная работа проводилась в период с октября по ноябрь 2007 года. Для сравнительного исследования были отобраны две группы детей в возрасте 9-9,5 лет: из них десять школьников с дисграфией, посещ ...
Общая характеристика профессионально-педагогического
образования в России в период второй половины XIX –1917 гг
Педагогическое образование есть важнейшая составная часть всей российской системы образования, ее одно из ключевых звеньев, которое во многом, если не решающей степени, определяет качество и перспективы ее развития. Как относительно самостоятельная подсистема, педагогическое образование трактуется ...
Формы и методы краеведческой работы с детьми
Одной из составляющих системы школьного краеведения являются организационные формы обучения. Существует три направления работы с учениками: Учебное (уроки, факультативные занятия) Внеурочное (занятия в краеведческих кружках, группах) Внешкольное (центры туризма и отдыха, дома школьников, центры эст ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.