Педагогика и образование » Ручной труд как средство воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста » Экспериментальное исследование возможностей ручного труда в воспитании самостоятельности в старшем дошкольном возрасте

Экспериментальное исследование возможностей ручного труда в воспитании самостоятельности в старшем дошкольном возрасте

Страница 3

Для проведения эксперимента нами были самостоятельно подобраны и разработаны следующие методики:

беседа с воспитателями;

анкетирование родителей;

наблюдение за детской деятельностью.

Для проведения беседы с воспитателями был подготовлен ряд вопросов, характеризующий самостоятельность детей в разных ситуациях, воспитатели называли детей, которым поручили бы ответственное задание, кому не требуется помощь, кто способен проявить инициативу и творчество, достичь нужного результата и т.д.

Беседа проводилась индивидуально с каждым воспитателем, по ходу заполнялись протоколы, в которых отмечались названные дети. Таким образом, каждый из детей получил от 0 до 10 баллов по результатам беседы с каждым воспитателем. Полученные данные имели незначительное расхождение, и в целом, не повлияли на уровень развития самостоятельности детей.

В ходе беседы выяснилось, что 40-50% детей могут выполнить какое-либо ответственное задание, однако, большинство детей (до 90%) обращаются за помощью к воспитателю. Откажутся от помощи, если могут выполнить задание самостоятельно, 50% детей. Проявить увлеченность, инициативу и творчество, желание получить результат в процессе деятельности также могут около 50%.

Большинство детей затрудняются самостоятельно подобрать необходимое оборудование, спланировать свои действия, это могут сделать 20-30% детей, столько же проявить настойчивость в достижении необходимого результата, при этом неудача – не повод отказаться от деятельности. По результатам беседы с воспитателями была заполнена таблица. 50% детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне развития самостоятельности, 50% - на среднем.

Для проведения анкетирования родителей использовались три серии вопросов, на которые родители отвечали самостоятельно. По результатам каждому ребенку были начислены баллы от 0 до 10, определившие уровень развития его самостоятельности.

По мнению родителей, только 30% детей часто обращаются к ним за помощью, однако, если при выполнении задания возникают трудности, это количество увеличивается до 70%. Справится с заданием самостоятельно могут лишь 30%, столько же могут проявить инициативу в процессе деятельности. Часто отвлекаются 40% детей, увлечены и направлены на достижение результата 20%. По итогам тестирования была составлена таблица. 30% детей находятся на низком, 60% на среднем, 10% на высоком уровне развития самостоятельности.

Эти данные в целом не противоречат данным, полученным в результате беседы с воспитателями, однако, мнение некоторых родителей оказалось субъективным, поэтому мы склонны ориентироваться на уровни развития самостоятельности, полученные в ходе беседы с воспитателями.

Следующим этапом нашего исследования стало наблюдение за детской деятельностью. Мы наблюдали за деятельностью детей старшего дошкольного возраста в процессе занятия по ручному труду и хозяйственно-бытового труда. Все наблюдения фиксировались в протоколах.

При проведении наблюдения за детьми дошкольного возраста неукоснительно соблюдались следующие правила:

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Лесгафт о семейном воспитании. «Теория прибавочных раздражителей»
В своей книге “Семейное воспитание ребенка и его значение П.Ф. Лесгафт изложил научные основы семейного воспитания детей, он выдвинул перед родителями требование: “щадить личность своего ребенка”, показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей (наблюдение деятельности взрослых, я ...

Требования к представлению информации на слайде
Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, может вызвать утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами. Вследствие этого при создании слайдов необходимо учесть целый ряд требований. 1. Содержание информ ...

Проблемы формирования коммуникативных умений у детей с аутизмом
"Поскольку жизнь представляет собой хаотичную массу звуков и образов, то очень большим облегчением для аутиста будет, если он сможет создать порядок в своей жизни. Очень важно, чтобы необходимость последовательности поддерживалась на протяжении всего дня и всей недели. Для многих людей это пок ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0109