Цель контрольного этапа эксперимента - определить изменения в уровнях сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, после проведения формирующего этапа исследования.
На заключительном этапе исследования нами использовались те же методики:
беседа с воспитателями;
анкетирование родителей;
наблюдение за детской деятельностью.
Воспитателям и родителям предлагалось снова ответить на те же вопросы что и на констатирующем этапе, а также проводилось наблюдение за детской деятельностью .
Беседа проводилась индивидуально с каждым воспитателем, по ходу заполнялись протоколы, в которых отмечались названные дети. Таким образом, каждый из детей получил от 0 до 10 баллов по результатам беседы с каждым воспитателем. Полученные данные имели незначительное расхождение, и в целом, не повлияли на уровень развития самостоятельности детей.
В ходе беседы выяснилось, что 60-80% детей могут выполнить какое-либо ответственное задание, и при этом большинство детей (до 90%) не обращаются за помощью к воспитателю. Не откажутся от помощи, если не могут выполнить задание самостоятельно, 20% детей. Проявить увлеченность, инициативу и творчество, желание получить результат в процессе деятельности могут около 70%.
Большинство детей не затрудняются самостоятельно подобрать необходимое оборудование, спланировать свои действия, это могут сделать 50-70% детей, столько же проявить настойчивость в достижении необходимого результата, при этом неудача – не повод отказаться от деятельности. По результатам беседы с воспитателями была заполнена таблица. 20% детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне развития самостоятельности, 50% - на среднем и 30% - на высоком.
Для проведения анкетирования родителей использовались три серии вопросов, на которые родители отвечали самостоятельно. По результатам каждому ребенку были начислены баллы от 0 до 10, определившие уровень развития его самостоятельности.
По мнению родителей, только 20% детей часто обращаются к ним за помощью, однако, если при выполнении задания возникают трудности, это количество увеличивается до 50%. Справится с заданием самостоятельно могут 50%, столько же могут проявить инициативу в процессе деятельности. Часто отвлекаются 30% детей, увлечены и направлены на достижение результата 50%. По итогам тестирования была составлена таблица. 20% детей находятся на низком, 60% на среднем, 20% на высоком уровне развития самостоятельности.
Также как и в констатирующем эксперименте мы посчитали мнение воспитателей более объективны нежели мнение родителей.
При проведении наблюдения за детьми дошкольного возраста неукоснительно соблюдались следующие правила:
- при проведении эксперимента создавалась доверительная атмосфера; расположению ребенка к себе способствовали непринужденные разговор, ободряющие жесты, доброжелательность, выполнение совместной деятельности;
- место проведения наблюдения было знакомым – групповая и спальная комнаты, в которых не было новых отвлекающих предметов;
- во время эксперимента слова и действия детей не оценивались и не комментировались.
Наблюдение за детьми позволило сделать вывод, что у 30% детей интерес к деятельности сформирован, у 50% - присутствует частично, у 20% - отсутствует. 40% детей не требуется помощь взрослого, 60% стремятся к решению задач деятельности без помощи взрослого, 20% не могут обойтись без помощи взрослого.
Особенности воспитательного процесса и его
содержание
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности (рис. 1). В той части, где формирование личности имеет управляемый, контро ...
Использование информационных технологий при изучении обратных
тригонометрических функций
В многочисленных публикациях, как в нашей стране, так и за рубежом отмечается, что компьютер может быть использован при изучении естественно-математических и гуманитарных дисциплин для решения самых различных задач: выполнения сложных вычислительных операций, анализа результатов учебных эксперимент ...
Влияние особенностей учреждений дополнительного образования
детей на характер педагогического общения
Специфика педагогического общения определяется характером учреждения, в котором работают педагоги, воспитатели, учителя. В связи с этим невозможно рассмотрение педагогического общения в УДОД без обращения к особенностям этих учреждений. Задачи данного параграфа: охарактеризовать особенности УДОД; в ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.