Педагогика и образование » Процесс формирования нравственных представлений и поступков у младших школьников в процессе внеклассного чтения » Методическое обеспечение и организация формирующего эксперимента

Методическое обеспечение и организация формирующего эксперимента

Страница 1

На основании полученных данных мы разработали серию занятий, с целью повышения уровня сформированности нравственных представлений и поступков у младших школьников.

Эти занятии должны приобрести форму доверительного и дружеского разговора, цель которого – не навязать детям ту или иную нравственную ценность, а помочь им понять, что нравственное отношение к жизни является основой развития человеческого общества и счастливой жизни человека.

Проводимые занятия состоят из сказок, игр, бесед и творческих заданий, направленных на глубокое проживание той или иной темы.

Особое внимание мы уделяем подбору сказок, так как считаем сказку наиболее действенным инструментом, влияющим на сознание ребенка.

Внеклассное чтение — это обязательная часть подготовки младших школьников в области родного языка.

Цель внеклассного чтения состоит в том, чтобы сформировать у учащихся:

—интерес к детским книгам как источнику знаний;

—желание и привычку читать книги.

Достижение этой цели зависит от решения нескольких взаимосвязанных задач:

—систематически знакомить детей с широким кругом доступной для самостоятельного чтения литературы и се видами;

—учить ориентироваться в книге и среди книг;

—учить предугадывать примерное содержание детской | книги еще до чтения;

—учить различать книги по существенным признакам (тематика, автор, назначение и т.д.)

—учить выбирать нужную книгу, пользуясь библиотечно-библиографическими средствами;

—учить читать книги, задумываясь и размышляя над прочитанным;

—использовать детскую литературу для воспитания ребенка.

Все эти учебные задачи учитель решает с учащимися в течение четырех лет на уроках внеклассного чтения и во внеурочное время.

Основное содержание внеклассного чтения составляет индивидуальная учебная деятельность учащихся, сначала с отдельными детскими книгами, отобранными учителем, потом — в кругу детского чтения, ограниченном объемом книг, и, наконец, — в доступном кругу детских книг без ограничения. В процессе этой деятельности у учащихся формируется читательская самостоятельность как свойство личности. Читательская самостоятельность — это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений и навыков, дающих возможность реализовать возникшие запросы в соответствии с личной и общественной необходимостью.

Формирование читательской самостоятельности — сложный акт, В его основе лежит овладение знаниями, умениями, навыками, которые приобретаются на уроках обучения грамоте и чтению: техникой чтения, различными представлениями и понятиями, элементами анализа текста литературных произведений.

Специфика занятий внеклассным чтением требует некоторых дополнений к методике работы учителя в сравнении с методикой преподавания других дисциплин. При руководстве самостоятельным детским чтением задачи учителя осложняются тем, что именно он должен отобрать конкретный учебный материал, освоение которого детьми приведет к достижению цели.

В результате применения методики М.И. Шиловой после формирующего эксперимента нами были получены следующие результаты, которые мы свели в общую таблицу.

Таблица 4.

Уровни воспитанности младших школьников

Критерии

Уровни

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

Эрудиция

10

15

5

5

5

Культура речи

10

15

5

5

5

Сообразительность

10

17

4

4

5

Прилежание

10

16

5

5

4

Внимательность. Взаимопомощь

10

16

4

5

5

Трудолюбие

10

16

5

4

5

Отношение к природе

10

15

5

5

5

Следование правилам безопасности

10

15

5

6

4

Нравственные качества и сознательная дисциплинированность

10

14

4

6

6

Эстетические вкусы

10

16

4

5

5

Навыки самосовершенствования

10

16

5

5

4

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Интегрированный урок как способ активизации познавательной деятельности учащихся
Познавательная деятельность ребёнка возможна лишь там, где созданы определённые условия для её развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса. Интегрированный урок отличается от традиционного использованием межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включ ...

Что такое образование
Это нечто врожденное или это то, что в нас воспитывают большую часть жизни? Здесь мнения изучающих образование разделились. Конечно же, и генетическая наследственность, и окружающая человека среда вносят свой вклад в процесс воспитания. Но вопрос о том, что же в действительности является основой фо ...

Результаты реализации тренинговой работы социального педагога по воспитанию толерантности подростков
Выявляли анализ сдвигов количественных показателей психологических изменений, происходящих в личности подростков экспериментальной группы (непараметрический критерий G – критерий знаков). Непараметрическими критериями называют те приемы обработки экспериментальных данных, которые не рассматривают а ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0198