Педагогика и образование » Процесс формирования нравственных представлений и поступков у младших школьников в процессе внеклассного чтения » Методическое обеспечение и организация формирующего эксперимента

Методическое обеспечение и организация формирующего эксперимента

Страница 1

На основании полученных данных мы разработали серию занятий, с целью повышения уровня сформированности нравственных представлений и поступков у младших школьников.

Эти занятии должны приобрести форму доверительного и дружеского разговора, цель которого – не навязать детям ту или иную нравственную ценность, а помочь им понять, что нравственное отношение к жизни является основой развития человеческого общества и счастливой жизни человека.

Проводимые занятия состоят из сказок, игр, бесед и творческих заданий, направленных на глубокое проживание той или иной темы.

Особое внимание мы уделяем подбору сказок, так как считаем сказку наиболее действенным инструментом, влияющим на сознание ребенка.

Внеклассное чтение — это обязательная часть подготовки младших школьников в области родного языка.

Цель внеклассного чтения состоит в том, чтобы сформировать у учащихся:

—интерес к детским книгам как источнику знаний;

—желание и привычку читать книги.

Достижение этой цели зависит от решения нескольких взаимосвязанных задач:

—систематически знакомить детей с широким кругом доступной для самостоятельного чтения литературы и се видами;

—учить ориентироваться в книге и среди книг;

—учить предугадывать примерное содержание детской | книги еще до чтения;

—учить различать книги по существенным признакам (тематика, автор, назначение и т.д.)

—учить выбирать нужную книгу, пользуясь библиотечно-библиографическими средствами;

—учить читать книги, задумываясь и размышляя над прочитанным;

—использовать детскую литературу для воспитания ребенка.

Все эти учебные задачи учитель решает с учащимися в течение четырех лет на уроках внеклассного чтения и во внеурочное время.

Основное содержание внеклассного чтения составляет индивидуальная учебная деятельность учащихся, сначала с отдельными детскими книгами, отобранными учителем, потом — в кругу детского чтения, ограниченном объемом книг, и, наконец, — в доступном кругу детских книг без ограничения. В процессе этой деятельности у учащихся формируется читательская самостоятельность как свойство личности. Читательская самостоятельность — это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений и навыков, дающих возможность реализовать возникшие запросы в соответствии с личной и общественной необходимостью.

Формирование читательской самостоятельности — сложный акт, В его основе лежит овладение знаниями, умениями, навыками, которые приобретаются на уроках обучения грамоте и чтению: техникой чтения, различными представлениями и понятиями, элементами анализа текста литературных произведений.

Специфика занятий внеклассным чтением требует некоторых дополнений к методике работы учителя в сравнении с методикой преподавания других дисциплин. При руководстве самостоятельным детским чтением задачи учителя осложняются тем, что именно он должен отобрать конкретный учебный материал, освоение которого детьми приведет к достижению цели.

В результате применения методики М.И. Шиловой после формирующего эксперимента нами были получены следующие результаты, которые мы свели в общую таблицу.

Таблица 4.

Уровни воспитанности младших школьников

Критерии

Уровни

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

Эрудиция

10

15

5

5

5

Культура речи

10

15

5

5

5

Сообразительность

10

17

4

4

5

Прилежание

10

16

5

5

4

Внимательность. Взаимопомощь

10

16

4

5

5

Трудолюбие

10

16

5

4

5

Отношение к природе

10

15

5

5

5

Следование правилам безопасности

10

15

5

6

4

Нравственные качества и сознательная дисциплинированность

10

14

4

6

6

Эстетические вкусы

10

16

4

5

5

Навыки самосовершенствования

10

16

5

5

4

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Изучение уровня социальной адаптированности пятиклассников, находящихся на подвозе
Исследовательская работа проводилась на базе МБОУ Саянская СОШ Краснотуранского района, Красноярского края с сентября по май текущего учебного года. В исследовании приняли участие 12 человек. Из них 6 человек находятся на подвозе из близлежащих сел. Исследовательская работа включала ряд последовате ...

Особенности социально-педагогической работы в микрорайоне с безнадзорными и беспризорными детьми
Усиление внимания в современных условиях к вопросам воспитания людей в семейно-бытовой микросреде, по месту жительства – явление закономерное, основанное на ряде социально-политических обстоятельств, таких, как объективно развивающееся взаимодействие семейного и общественного воспитания; возрастани ...

Реализация процесса организации проектно-творческой деятельности младших школьников
Реализация процесса организации проектно – творческой деятельности на уроках трудового обучения в начальной школе проходила во время прохождения педагогической практики в МОУ СОШ №11 х. Маевского Славянского района Краснодарского края. Проектно-творческая деятельность основывалась на разработанных ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.1048