На основании полученных данных мы разработали серию занятий, с целью повышения уровня сформированности нравственных представлений и поступков у младших школьников.
Эти занятии должны приобрести форму доверительного и дружеского разговора, цель которого – не навязать детям ту или иную нравственную ценность, а помочь им понять, что нравственное отношение к жизни является основой развития человеческого общества и счастливой жизни человека.
Проводимые занятия состоят из сказок, игр, бесед и творческих заданий, направленных на глубокое проживание той или иной темы.
Особое внимание мы уделяем подбору сказок, так как считаем сказку наиболее действенным инструментом, влияющим на сознание ребенка.
Внеклассное чтение — это обязательная часть подготовки младших школьников в области родного языка.
Цель внеклассного чтения состоит в том, чтобы сформировать у учащихся:
—интерес к детским книгам как источнику знаний;
—желание и привычку читать книги.
Достижение этой цели зависит от решения нескольких взаимосвязанных задач:
—систематически знакомить детей с широким кругом доступной для самостоятельного чтения литературы и се видами;
—учить ориентироваться в книге и среди книг;
—учить предугадывать примерное содержание детской | книги еще до чтения;
—учить различать книги по существенным признакам (тематика, автор, назначение и т.д.)
—учить выбирать нужную книгу, пользуясь библиотечно-библиографическими средствами;
—учить читать книги, задумываясь и размышляя над прочитанным;
—использовать детскую литературу для воспитания ребенка.
Все эти учебные задачи учитель решает с учащимися в течение четырех лет на уроках внеклассного чтения и во внеурочное время.
Основное содержание внеклассного чтения составляет индивидуальная учебная деятельность учащихся, сначала с отдельными детскими книгами, отобранными учителем, потом — в кругу детского чтения, ограниченном объемом книг, и, наконец, — в доступном кругу детских книг без ограничения. В процессе этой деятельности у учащихся формируется читательская самостоятельность как свойство личности. Читательская самостоятельность — это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений и навыков, дающих возможность реализовать возникшие запросы в соответствии с личной и общественной необходимостью.
Формирование читательской самостоятельности — сложный акт, В его основе лежит овладение знаниями, умениями, навыками, которые приобретаются на уроках обучения грамоте и чтению: техникой чтения, различными представлениями и понятиями, элементами анализа текста литературных произведений.
Специфика занятий внеклассным чтением требует некоторых дополнений к методике работы учителя в сравнении с методикой преподавания других дисциплин. При руководстве самостоятельным детским чтением задачи учителя осложняются тем, что именно он должен отобрать конкретный учебный материал, освоение которого детьми приведет к достижению цели.
В результате применения методики М.И. Шиловой после формирующего эксперимента нами были получены следующие результаты, которые мы свели в общую таблицу.
Таблица 4.
Уровни воспитанности младших школьников
Критерии |
Уровни | ||||
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Очень низкий | |
Эрудиция |
10 |
15 |
5 |
5 |
5 |
Культура речи |
10 |
15 |
5 |
5 |
5 |
Сообразительность |
10 |
17 |
4 |
4 |
5 |
Прилежание |
10 |
16 |
5 |
5 |
4 |
Внимательность. Взаимопомощь |
10 |
16 |
4 |
5 |
5 |
Трудолюбие |
10 |
16 |
5 |
4 |
5 |
Отношение к природе |
10 |
15 |
5 |
5 |
5 |
Следование правилам безопасности |
10 |
15 |
5 |
6 |
4 |
Нравственные качества и сознательная дисциплинированность |
10 |
14 |
4 |
6 |
6 |
Эстетические вкусы |
10 |
16 |
4 |
5 |
5 |
Навыки самосовершенствования |
10 |
16 |
5 |
5 |
4 |
Изучение уровня социальной адаптированности пятиклассников, находящихся на
подвозе
Исследовательская работа проводилась на базе МБОУ Саянская СОШ Краснотуранского района, Красноярского края с сентября по май текущего учебного года. В исследовании приняли участие 12 человек. Из них 6 человек находятся на подвозе из близлежащих сел. Исследовательская работа включала ряд последовате ...
Особенности социально-педагогической работы в микрорайоне с безнадзорными и
беспризорными детьми
Усиление внимания в современных условиях к вопросам воспитания людей в семейно-бытовой микросреде, по месту жительства – явление закономерное, основанное на ряде социально-политических обстоятельств, таких, как объективно развивающееся взаимодействие семейного и общественного воспитания; возрастани ...
Реализация процесса организации проектно-творческой деятельности младших
школьников
Реализация процесса организации проектно – творческой деятельности на уроках трудового обучения в начальной школе проходила во время прохождения педагогической практики в МОУ СОШ №11 х. Маевского Славянского района Краснодарского края. Проектно-творческая деятельность основывалась на разработанных ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.