Представим полученные данные в виде диаграммы:
Рис.2. Результаты выявления умения решать текстовые задачи в контрольной и экспериментальной группе.
Таким образом, в контрольной группе в записи условия задачи допущено 50 % ошибок, в решении задач – 50 % ошибок, в наименовании – 30 % ошибок, при записи ответа – 50 % ошибок. В экспериментальной группе в записи условия задачи допущено 5 % ошибок, в решении задач – 15 % ошибок, в наименовании – 5 % ошибок, при записи ответа – 10 % ошибок.
Явно видно, что в контрольной группе доминирует количество ошибок, допущенных при записи условий задач, что в свою очередь обеспечило 50% ошибок в решении при записи ответа.
Различие в результатах объясняется тем, что в 3б классе работа происходит с использованием наглядных пособий, таких как таблиц, рисунков и схем. Мышление детей в возрасте 7-10 лет является преимущественно образным, и активно развиваясь, требует подкрепления любой информации визуальными объектами. Такие материалы как модели, рисунки, таблицы – помогут младшему школьнику лучше запомнить материал и разобраться в нем.
Итак, на основании полученных данных мы можем сделать следующие выводы:
1) контрольная группа характеризуется преобладанием среднего уровня развития математического мышления и доминированием 50% ошибок, допущенных при записи условий задач, что в свою очередь обеспечило 50% ошибок в решении при записи ответа
2) экспериментальная группа характеризуется преобладанием уровня развития математического мышления выше среднего, очень низким количеством, допускаемых ошибок.
Следовательно, наша гипотеза о том, что использование приема «погружение» оказывает влияние на развитие математического мышления младших школьников, получила подтверждение.
Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Детям дошкольного возраста (до 5,5 - 6 лет) доступен именно данный тип мышления. Они еще не способны мыслить абстрактно (символами), отвлекаясь от реальности, наглядного образа. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать. Часть упражнений на развитие способности визуализации описаны в разделе по тренировке памяти. Мы не стали повторяться и дополнили их другими.
Примерно в возрасте 6 - 7 лет (с поступлением в школу) у ребенка начинают формироваться два новых для него вида мышления - словесно-логическое и абстрактное. Успешность обучения в школе зависит от уровня развития этих типов мышления.
Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами. Упражнения по развитие этого вида мышления направлены на формирования у ребенка умения систематизировать слова по определенному признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции. Надо отметить, что чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию.
Адаптация к школьному обучению детей в возрасте 6 и 7 лет и анализ причин
дезадаптации
Адаптация к школе — перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. «Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное — к дезадаптации». Основными особенност ...
Формирование у ребенка
грамматического строя русского языка
На протяжении детства словарный запас ребенка постоянно растет. При этом рост словарного запаса непосредственно зависит от условий жизни и воспитания. Словарь ребенка увеличивается не только за счет существительных, но и за счет глаголов, местоимений, прилагательных числительных и соединительных сл ...
Исследование досуговых интересов подростков
Постиндустриальной общество, высвободив значительное количество времени для человека в результате высоких темпов развития научно-технического прогресса, оказывается заинтересованным в том, чтобы свободное время было использовано человеком не только для восстановления физических и психических сил, н ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.