Педагогика и образование » Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с нарушением зрения на логопедических занятиях » Коррекционно-логопедическая работа по формированию лексико-грамматического строя речи

Коррекционно-логопедическая работа по формированию лексико-грамматического строя речи

Страница 1

В итоге логопедического обследования ставится уровень речевой сформированности и уточняется диагноз для составления коррекционно-логопедической работы. Исходя из темы аттестационной работы: «формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с нарушением зрения на логопедических занятиях», данный параграф посвящен коррекционной работе, которая заключается в формировании лексико-грамматического строя речи. В основу данной аттестационной работы взяты последние три уровня сформированности речи у дошкольников с нарушением зрения, потому что на данных уровнях более ярко выражены нарушения в формировании лексико-грамматического строя речи.

В общем, коррекционная работа со слабовидящими дошкольниками строится с учетом ведущих дидактических и специфических принципов для данной группы детей. К последним относятся принципы корригирующего обучения, учет первичных и вторичных дефектов, опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы. А также формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности, учет уровней сформированности речи и структуры речевого нарушения, опора на сохранные компоненты речевой деятельности, учет новизны, объема, нарастающей сложности вербального материала. В процессе коррекционной работы осуществляется комплексное многостороннее воздействие, организуемое силами логопеда и другими специалистами.

В процессе коррекционно-логопедического воздействия на развитие лексики, ведется работа по обогащению словарного запаса, уточнению значения слов, по развитию семантики слова, формированию лексической системности и семантических полей. Особого внимания требуют предикативный словарь, глаголы и прилагательные.

Основные направления развития лексического строя речи для детей с нарушением зрения, представленные по тематическим циклам:

обучение называнию фамилии и имени;

формирование глубоких знаний о временах года, их названиях и характерных признаках;

ознакомление с домашними животными, изучение названий различных частей тела животных;

формирование представлений об овощах, фруктах, ягодах, грибах, цветах, деревья;

закрепление знаний об игрушках и играх: материал, качество, цвет, форма, размеры;

формирование обобщающей функции слова;

знакомство детей с жизнью страны, расширение их знаний о праздниках.

Работа начинается с расширения активного и пассивного словаря, для его развития используется словарь лексических единиц (см. приложение).

Далее идет расширение словаря за счет наиболее употребительных глаголов с использованием заданий или игр: «Кто как передвигается», «Кто как голос подает», «Кто, как ест», «Кто какие звуки издает», «Кто что делает» и т. д.

Овладение прилагательными начинается со слов, обозначающих основные цвета, форму, величину. В дальнейшем отрабатываются слова, обозначающие высоту, толщину, длину, ширину, вкусовые качества, качества поверхности, вес. Затем проводится работа над прилагательными, которые образуются от существительных с помощью суффиксов, а также над прилагательными, сложными по семантике (например, оценочными, обозначающими внутренние качества человека). Параллельно с развитием предикативного словаря продолжается работа по обогащению и уточнению номинативного словаря. Особенно важным является работа по усвоению слов обобщающего характера (мебель, одежда, фрукты, овощи, игрушки и т. д.), которая способствует развитию операций обобщения, аналитико-синтетической деятельности детей. Проводится работа с использованием заданий или игр на базе лексического словаря: «Что в корзине?», «Чудесный мешочек», «Собери фрукты в саду», «Один - много», «Назови ласково» и т. д. (см. приложение). Обогащение словаря осуществляется и за счет местоимений, числительных, наречий и других частей речи. Работа по обогащению словаря предполагает и уточнение слов-синонимов.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Стиль и уместность высказывания
Понятие уместности, как было отмечено выше, лингвисты интерпретируют как правильный выбор стиля субъектом речи. Термин «стиль», однако, в лингвистической литературе трактуется неоднозначно (что вызвано вполне объективной причиной, а именно, многоаспектностью исследуемого объекта). Как отмечают А.Д. ...

Проверка и оценка результатов обучения
Проверка и оценка результатов обучения - это обязательный компонент процесса обучения. Под оценкой знаний, умений и навыков дидактика понимает процесс сравнения достигнутого учащимся уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Условным отражением оценки результ ...

Методы и методики психолого-педагогического обследования ребёнка с нарушением речи
В начале 20 века в России началась разработка методов диагностики, направленных на выявление речевых нарушений у детей (для детей – группой врачей-энтузиастов – были открыты вспомогательные классы и школы). Нарушение речи – это отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языко ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0109