Воспитывающий эффект внеучебной деятельности в УДО определяется как минимум тремя основополагающими аспектами.
Во-первых, это учет ненасыщаемости духовной потребности школьников во встрече с новым, в мире и в себе. При этом именно УДО имеет возможность расширить поле выбора в многообразии видов деятельности познания, творчества и досуга, чтобы, используя спонтанность, импровизированность, чувство юмора, способность удивляться и осознавать, нацеливать ребят на овладение вертикалью результативности воспитания в деятельности: от общеразвивающей, досуговой, познавательной и творческой до профессионально значимой в процессе самоопределения.
Во-вторых, учет целостности человека, обусловленной гармонией разума, души и тела. В этом смысле воспитание в УДО происходит как достижение идеала человека, умеющего познавать мир (общество, природу, себя), имеющего практику самореализации и управления своими действиями и способностью жить в настоящем, с надеждой смотря в будущее и с благодарностью в прошлое.
В-третьих, учет субъектности человека, его индивидуальности и целевой активности в любом виде деятельности (познавательной, трудовой, художественной, физкультурной, коммуникативной, общественной). При этом УДО не просто организует деятельность для воспитанников, а предоставляет им возможность для действия, взаимодействия, поддерживая их самостоятельность. В результате человек осваивает, усваивает, присваивает социально одобряемые личностно и духовно-значимые жизненные смыслы.
Социально – педагогическая деятельность УДО может включать педагогическую деятельность учреждения в целом, если она решает в масштабах конкретной территории актуальные проблемы социального воспитания детей и социально защиты детства;
массовую культурно-досуговую и рекреативно-оздоровительную работу с детьми и семьей;
комплексные программы работы с детьми, требующими особого педагогического внимания (дети-инвалиды, сироты, дети с асоциальным поведением, дети из неблагополучных семей и пр.);
образовательную деятельность в многообразии её содержания и форм учебных и творческих занятий, если их методическая инструментовка позволяет детям приобретать новый социальный опыт, способствует их профессиональному самоопределению и создает условия для творческого труда.
Составной частью социально-педагогической деятельности является социальная защита детей, которая осуществляется посредством предоставления бесплатных образовательных, культурно-досуговых, оздоровительных и других услуг.
Функционируя в условиях конкретного социума, учреждения дополнительного образования успешно и активно внедряют разнообразные социально-педагогические модели деятельности и образа жизни. Это обусловлено тем, что традиции, стиль и методы их деятельности в сфере свободного времени детей позволяют максимально учитывать особенности социума, следствием чего является накопление детьми опыта гражданского поведения, осознанных выбор профессии, получение квалифицированной помощи в различных аспектах социальной жизни, обеспечение духовного и физического роста.
Дополнительное образование детей опирается на следующие принципы: гуманизация, демократизация образовательного процесса, индивидуализация, педагогика сотрудничества. Важнейшим принципом дополнительного образования детей является добровольный выбор ребенком предмета (вида) деятельности, педагога и объединения по интересам. Оно востребовано детьми, родителями, педагогами и обществом в целом, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности.
На практике выделяются пять социально-педагогических функций. Педагоги считают, что, во-первых, через дополнительное образование должна реализовываться одна из важнейших целей гуманистического общества – сохранение и передача следующим поколениям важнейших достижений человеческой культуры: речи, письменности, признанных ценностей в искусстве, достижений в отраслях науки и т.п.
Психологические особенности усвоения младшими школьниками русского языка
Обучение языку в школе - это управляемый процесс, и у учителя есть огромные возможности значительно ускорить речевое развитие учащихся за счет специальной организации учебной деятельности. Поскольку речь — это деятельность, то и учить речи нужно как деятельности. Одно из существенных отличий учебно ...
Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с
интеллектуальной недостаточностью
Интеллектуальная недостаточность является одной из форм пограничных интеллектуальных нарушений и занимает промежуточное положение между интеллектуальной нормой и олигофренией. В целом пограничная интеллектуальная недостаточность является одной из наиболее распространенных форм психической патологии ...
Логические задачи для мальчиков
1. Четверо друзей играли в шахматы 4 часа, Сколько часов играл каждый? 2. Четыре друга спустились с горы на санках, Игорь проехал дальше, чем Сергей. Сергей проехал меньше чем Егор, но дальше, чем Олег. Кто проехал меньше всех? 3. Антон выше Богдана, но ниже Владимира . Саша самій низкий среди них. ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.