Дошкольный возраст представляет собой этап психического развития с момента осознания себя членом человеческого общества (примерно с 2-3 лет) до момента систематического обучения (6-7 лет).
Выделяют три периода дошкольного возраста:
младший дошкольный возраст (3-4 года),
средний (4-5 лет)
старший (5-7 лет).
Для периода дошкольного детства характерно формирование основных индивидуально-психологических особенностей ребенка, кроме того на данном этапе развития создаются основные предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности.
Для этого периода детства характерны следующие черты:
максимальная потребность ребенка в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей;
максимально высокая роль семьи в удовлетворении всех основных видов потребностей (материальных, духовных, познавательных);
минимальная возможность самозащиты от неблагоприятных влияний среды.
В дошкольный период происходит формирование многих умений, способностей, знаний. Обучение и воспитание детей в данный период активно стимулируют развитие всех познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, речи и др. При этом характерно, что чем раньше начинается процесс обучения и воспитания, тем быстрее и эффективнее происходит психическое развитие.
Педагогу необходимо принимать во внимание особенности психофизического развития детей данного возраста, поскольку они определяют готовность и возможности ребенка включиться в социальный процесс, приобрести необходимые гражданские и общечеловеческие качества.
Развитие внимания и памяти. В дошкольном детстве происходит переход от непроизвольного внимания и запоминания к произвольному, а также от образной памяти к словесной и смысловой. Главную роль в процессе развития памяти играют особые мнемонические действия (движения рук, пальцев, предметов), с помощью которых ребенок управляет процессом запоминания. Особую роль здесь играет речь.
Развитие эмоционально-волевой сферы происходит в несколько этапов:
ребенок выполняет требования взрослых;
собственная деятельность ребенка отделяется от деятельности взрослого;
деятельность взрослого воспринимается как образец для подражания, появляются мотивы действовать по образцу;
появляются мотивы осуществлять действия, нацеленные на удовлетворение возникших потребностей ребенка, таким образом приобретается личностное поведение;
возникает ориентировка на собственные поступки и их оценку;
складывается сложная иерархия мотивов и сложная система взаимодействия с окружающими.
В этот период у ребенка уже возникают потребности достичь успеха и избежать неудачи. При этом происходит мобилизация усилий и воли и чем чаще происходит преодоление, чем больше появляется надежды на успех, тем интенсивнее протекает процесс формирования воли. Основная причина формирования воли - это осознание ребенком существования противоречия между желанием достичь цели и реальными возможностями.
Формирование первоначальных нравственных представлений. На дошкольном этапе развития личности происходит формирование представлений о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем, плохом. Особенности этих представлений следующие:
отражают нравственные оценки взрослых, но лишь в соприкосновении с конкретными поступками окружающих, прежде всего сверстников;
связаны с оценками отдельных поступков окружающих, не носят обобщающий, абстрагированный от конкретной реальности характер;
проходят путь от элементарной оценки поступков окружающих до нравственной оценки собственного поступка.
Нравственные представления детей дошкольного возраста носят в основном ритуальный характер, это выражается в том, что сами дети не могут объяснить почему определенный поступок хорош или плох, но они точно знают, как должны поступать. Т.е. формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста происходит путем выработки навыков гуманного и культурного поведения. Из этого следует, что ребенку бесполезно просто говорить о правилах, если не существует их реализации в действиях.
В результате формирование первоначальных нравственных представлений у детей дошкольного возраста происходит следующим путем: выдвижение образца, действие по образцу, состояние эмоционального комфорта, повторение образца, выработка ритуального стереотипа, ощущение социальной значимости ритуальных действий, возникновение потребности опираться на них в сходных ситуациях.
Таким образом, представления о нравственности не закладываются в ребенка, а формируются в его сознании на основе определенной последовательности поступков, направляемых взрослыми. В связи с этим любые наставления не будут иметь никакого эффекта.
Понятие об афазии
По определению Т. Б. Филичевой, афазия (от греч. а – частица, означающая отрицание, и phasis – речь) – это полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. В. И. Селиверстов дает более полное определение: "Афазия – это полная или частичная утрата речи, об ...
Прием «погружение» как средство развития математического мышления младших
школьников
Анализ педагогической литературы показывает, что четко понятие “погружения” практически не сформулировано. Мало того, разные авторы под этим понятием имеют в виду разные методы. Это кроме того, что одни используют это слово только в кавычках, как бы подчеркивая его условность, другие — без, а треть ...
Характеристика системы образования Франции
Основные принципы системы образования во Франции имеют уже столетнюю историю, и были заложены в 1880-90-х годах. Образование бесплатно, не имеет религиозного содержания и обязательно для детей от 6 до 16 лет. Во Франции сосуществуют частная и государственная системы образования. В частных учебных з ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.