Педагогика и образование » Разработка способов реализации проектно-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста » Психологические особенности детей дошкольного возраста

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Страница 2

Детям старшего дошкольного возраста присущи живой интерес к окружающему и жажда познания, а также особая восприимчивость к той информации, которую он получает как самостоятельно, так и от взрослых. В этот период дети очень впечатлительны, эмоциональны и внушаемы, поэтому влияя на чувства детей родители и педагоги могут с гораздо большим успехом вызвать желание "поступать хорошо". Но при этом весьма опасно постоянно упрекать ребенка и акцентировать внимание на его недостатках.

В старшем дошкольном возрасте начинают происходить изменения в коре головного мозга ребенка, в результате возрастает ее роль в регуляции поведения, развивается способность действовать по заданному образцу, выполнять указания взрослых и придерживаться существующих правил поведения. Кроме того, существенно увеличивается произвольность таких психических процессов, как восприятие, мышление, речь, внимание, память, воображение. Внимание становится сосредоточенным и устойчивым, кроме того ребенок становится способен управлять им, вследствие чего формируется способность запоминать, мобилизуя волю.

Поведение ребенка в данный период становится более целенаправленным, целеустремленным, лишенным принуждения.

Кора головного мозга становится устойчивой к внешним раздражителям, поэтому развивается способность к торможению эмоциональных порывов, ребенку становится легче ограничивать свои желания и быть сдержаннее.

Умственная и физическая работоспособность у дошкольника существенно повышается, однако ее степень зависит от личного интереса к выполняемой работе и от продолжительности однообразной работы. В этот период для поддержания внимания максимально продолжительное время необходимо обеспечивать чередование различных видов деятельности: игры, труда, занятий.

По сравнению с более ранними периодами дошкольного детства, в старшем дошкольном возрасте существенно повышается уровень наглядно-образного мышления, в связи с чем становится возможным формирование обобщенных знаний и элементарных понятий об окружающем мире. Формирование знаний и понятий делает деятельность ребенка осознанной.

Наиболее интенсивно знания и понятия формируются в процессе совместной работы ребенка со взрослыми, когда его деятельность сопровождается пояснениями и советами.

Однако ребенку даже очень развитому еще не всегда легко реализовывать свои знания в повседневной деятельности, к тому же его жизненный опыт еще слишком мал, а управлять своими эмоциями он умеет еще не достаточно хорошо.

Таким образом, на основе знаний об особенностях психофизиологического развития дошкольников становится возможным осуществлять сложные воспитательные задачи - развивать познавательный интерес, способность преодолевать трудности, самостоятельно, добросовестно выполнять поручения и свои обязанности, сдерживать эмоции, стараться поступать хорошо и др. Вместе с тем к ребенку этого возраста нельзя быть столь же требовательным, как к взрослому.

Однако основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же как взрослый. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду.

Данный период является благоприятным временем для знакомства ребенка с живой и неживой природой, формирования основ экологического сознания.

Для дошкольного возраста характерно то, что ребенок знакомится с миром природы, непосредственно наблюдая ее, или через практическую деятельность. Предметом восприятия ребенка становятся отдельные природные явления и объекты, которые служат исходным звеном экологических знаний и могут служить в педагогике основой построения дидактической системы знаний о неживой природе.

У ребенка дошкольного возраста преобладает правополушарный тип мышления, в связи с чем он знакомятся с окружающим миром посредством эмоционально-чувственного восприятия всех объектов, с которыми сталкиваются.

В дошкольном возрасте дети обычно любопытны, их живо интересуют объекты окружающей их среды, и они с интересом исследуют их свойства и качества. Поскольку к 6 годам внимание детей становится достаточно устойчивым, в этом возрасте для них становится возможным исследование и понимание простейших взаимосвязей в явлениях и процессах протекающих в природе.

Для старших дошкольников характерной является особая восприимчивость к тем фактам, которые он получает самостоятельно, в процессе своей деятельности. Однако в то же время дети в этом возрасте очень внушаемы и доверчивы. Поэтому так важно, чтобы в этот период формировались правильные представления об объектах и явлениях неживой природы, чтобы они формировались именно на научной основе.

В связи с вышесказанным, Н. Рыжова отмечает, что именно в дошкольный период важно сформировать у ребенка основы экологической безопасности, экологически грамотного поведения в быту и в природе, умение прогнозировать последствия своих поступков по отношению к природе, к себе самому и к людям.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

О введении иностранного языка в младшей школе
Четырехлетнее начальное образование рассматривается как первая ступень но­вой 12-летней школы, перед которой ставятся задачи, отвечающие мировым тенденциям развития образования. На начальной ступени образования проис­ходит становление личности младшего школьника, выявление и развитие его способност ...

Краткая история становления психодиагностики как науки
Корни психологической диагностики и психодиагностического метода уходят в глубь веков. Одно из первых упоминаний о психодиагностики было найдено в литературе Древнего Египта. Жрецами в то время назначались люди, выдержавшие длительные проверочные процедуры. На первом этапе "диагностики" в ...

Соотношение содержания стандартов и примерных программ
Примерные программы по истории для основной школы, старшей базовой и старшей профильной школы составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распредел ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0152