Педагогика и образование » Методика организации проблемного обучения на уроках технологии в школе в целях активизации учащихся » Развивающие возможности методической системы, направленной на активацию познавательной деятельности

Развивающие возможности методической системы, направленной на активацию познавательной деятельности

Страница 1

Рассмотрение путей повышения активности учащихся А.Я. Найн начинает с того элемента модели, который обычно только подразумевается, но, видимо, представляется нейтральным по отношению к рассматриваемой проблеме, - с изучаемого предмета. Сокращение доли лекционных часов при одновременном уменьшении общего времени аудиторных занятий будет обязательным компонентом перестройки учебного процесса, и это требует от вузовских преподавателей по-новому взглянуть на то, что и как выносить на урок.

Большинство преподавателей согласны с тем, что многолетний упор на расширение объема изучаемого материала привел к перегрузке учеников и в настоящее время наносит прямой ущерб развитию у них навыков самостоятельной, творческой работы.

Согласны они и с тем, что необходимо за счет лекционных часов увеличить долю практических и лабораторных занятий. Однако не секрет, что почти каждому преподавателю представляется, что неоправданно раздуты «чужие» курсы, а вот ему-то как раз и не хватает времени для изложения логики развития и современного состояния своего предмета.

Выход здесь, очевидно, состоит именно в повышении системности объекта, что, применительно к изучаемому материалу, означает не наращивание его объема, а увеличение организованности, упорядоченности его изучения.

Таким образом, прежде всего речь идет о повышении системности учебных планов, т.е. более жестком, целенаправленном отборе обязательных курсов; более глубокой проработке межпредметных связей; увеличении фундаментальности в теоретической подготовке; обеспечении необходимого разнообразия форм обучения за счет индивидуализации учебных планов, в том числе путем увеличения числа курсов по выбору и т.д.

Можно сформулировать некоторые общие принципы структурирования содержания учебных дисциплин. Практика показывает, что эти принципы пригодны для преподавания точных и ряда естественных (а также некоторых гуманитарных) наук. Основная идея состоит в том, что сумма знаний, накопленных каждой дисциплиной, в конечном счете выражается в виде совокупности моделей, с помощью которых объясняется или предсказывается ход реальных событий, а также планируются эксперименты с целью уточнения самих этих моделей. Поэтому самым экономным способом представления учебного предмета является изложение, объяснение его опорных структур.

При таком подходе к организации обучения той или иной дисциплине ученики должны пройти все этапы построения моделей: выделение их элементов, затем — описание существенных взаимодействий между ними с помощью измеряемых параметров и, наконец, выяснение структуры моделей и их функционирования. Не следует опасаться, что такое изложение обеднит, упростит, выхолостит содержание предмета.

Наоборот, при этом неизбежно потребуется отразить такие особенности реальных сложных систем, как изменчивость, динамичность их развития, и причину этого — единство и борьбу противоположностей; потенциальную неограниченность числа возможных связей (взаимодействий) между элементами и необходимость и достаточность учета конечного числа наиболее существенных из них; необходимость качественного и количественного описания характеристик и параметров системы и их элементов; иерархичность моделей (понятий, законов, теорий), их «вложенность» друг в друга и многое другое, что, по существу, является фундаментальным знанием, стержнем любой, даже узкоспециальной, дисциплины.

Примеры конкретного осуществления предлагаемого структурирования содержания некоторых учебных предметов содержатся в ряде работ. Здесь отметим лишь, что после того, как введены исходные элементы и базовые модели, наступает этап структурирования все более и более крупных, сложных понятий, тем и разделов курса. Вскоре дальнейший перебор всех возможных комбинаций становится не только бесперспективным из-за их многочисленности, но и ненужным по существу. Достаточно остановиться на рассмотрении лишь некоторых (важных, известных, проработанных и т. п.) комбинаций, что обычно и делают на практике.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Понятия и сущность оценки результатов обучения в компетентностно-ориентированном образовании
В связи с тем, что в сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонской декларации, направленность системы отечественного образования изменилась. Был взят курс на модернизацию этой важной для общества системы. На протяжении большей части советского периода российского образования его компетентнос ...

Наглядный метод
Наглядный метод. Источник знаний для учащихся - наблюдаемые предметы, явления, события, факты, пособия и т.д. Эффективность усвоения знаний зависит от применения наглядных пособий, технических средств. Средство метода - наглядные пособия. Они делятся на две группы: - методы иллюстрации (алгоритм, п ...

Индивидуально-дифференцированный подход на основе физической подготовленности
В систему индивидуальной работ работы с детьми в процессе их физического воспитания включается также учет особенностей физической подготовленности ребенка. По характеру физической подготовленности, дошкольников условно можно разделить на три группы - дети с высокими, средними и низкими показателями ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2932