Конечная цель экологического образования - формирование экологического мировоззрения, экологической культуры. Однако чтобы данная цель была достигнута, необходима соответствующая организация образовательного процесса.
В настоящее время основной акцент делается на естественнонаучную составляющую экологического образования, а культурный компонент часто упускается из виду. Такое положение вещей недопустимо, поскольку в таком случае экологическое образование теряет свой первоначальный смысл, поэтому необходимо, во-первых, объединение гуманитарных и естественнонаучных знаний, причем основной упор делаться не только на экологический материал, но и на общечеловеческие ценности в целом, а во-вторых создание условий для эмоциональной вовлеченности учащихся. Особую важность при этом приобретает формирование субъектного личного отношения к рассматриваемым вопросам.
В основе гуманистически ориентированного образовательного процесса, нацеленного на формирование у детей дошкольного возраста экологического сознания, лежит прием постепенного погружения ребенка в окружающую природную среду, что вызывает глубокое эстетическое восприятие природы, осознание ее законов, желание находится в гармонии с окружающим миром, и жить в соответствии с его законами.
Таким образом, процесс формирования всесторонне и гармонично развитой личности требует объединения различных элементов, составляющих мировую культуру - как гуманитарных, так и естественнонаучных.
Очень важно при этом осуществлять единый подход к экологическому воспитанию, как в рамках семьи, так и в рамках образовательного учреждения, поскольку нравственно-эстетические и ценностные ориентации детей формируются, в первую очередь, при наблюдении соответствующего примера в повседневной жизни. В связи с этим, и родители, и воспитатели должны сами хорошо понимать суть экологических проблем и причин их порождающих и вовлекать детей в природосозидательную деятельность.
Очевидно, что в данном аспекте существенную роль играет взаимодействие специалиста-эколога, педагогического коллектива детского дошкольного учреждения и взрослых членов семей воспитанников.
Примером удачного взаимодействия может стать участие дошкольников, а также членов их семей в проектно-исследовательской деятельности, обеспечивающей интеграцию творческой и познавательной активности детей.
В настоящее время вопросы экологического образования представлены как в рамках комплексных программ экологического образования, так и целевыми программами экологического образования.
Программы дошкольного экологического образования в настоящее время весьма многочисленны, поэтому по своему характеру их объединяют в несколько групп.
Программы первой группы акцентируют внимание на вопросах классической экологии (ознакомление детей с взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.). К таким программам можно отнести программы С.Н. Николаевой "Юный эколог", Н.Н. Кондратьевой "Мы" (Санкт-Петербург), А.В. Королевой "Экологическая дорожка" (Калининград), Ж.Л. Васякиной-Новиковой "Паутинка" (Москва).
Для программ второй группы характерно акцентирование внимания на эстетическом и нравственном воспитании детей, при этом вопросы непосредственно экологии отходят на второй план. Природные объекты в рамках данного типа программ рассматриваются с позиций "стихий" (земля, воздух, вода, огонь). К данной группе можно отнести программы В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой "Семицветик", И.Г. Белавиной, Н.Г. Найденской "Планета - наш дом", Т.И. Поповой "Мир вокруг нас".
Программы третьей группы выделяется по степени преобладания в их содержании вопросов социальной направленности (социальной экологии, экономики, валеологии и т.п.). К программам данной группы относятся программы Н.Н. Вересова "Мы - земляне" (г. Мурманск), Т.В. Потаповой "Детский сад XXI века", Л.М. Клариной "Экономика и экология" (Москва).
Потенциал анимации как средства развития культуры досуга подростков
В последнее десятилетие среди наиболее распространённых и эффективных форм организации подросткового досуга выделилась педагогическая анимация, которая, по существу, объединяет различные формы досуговых занятий (игру, театрализацию, психологические, познавательные тренинги, массовые праздники и т. ...
Игра: сущность, теории
Попытки «тайну» происхождения игры предпринимались учеными различных направлений науки на протяжении многих сотен лет. Диапазон предложенных по истокам проявления игры концепций очень широк и уже рассматривался в отечественной философской и иной научной литературе. Сущность игры как ведущего вида д ...
Практическая реализация применения компьютерной программы в обучении
В наибольшей степени Sales Expert подходит для компаний, которые используют методы прямых продаж, то есть тех, при которых менеджер компании или ее партнера продает товар или услугу напрямую конечному потребителю. Прямые продажи подразумевают непосредственное, продолжительное взаимодействие сотрудн ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.