Педагогика и образование » Разработка способов реализации проектно-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста » Реализация проектно-исследовательской деятельности в программах экологического образования дошкольников

Реализация проектно-исследовательской деятельности в программах экологического образования дошкольников

Страница 3

Таким образом, в программах реализовывается различные формы деятельности по ознакомлению с природой, они имеют практическую направленность и имеют своей целью не только приобретение теоретических знаний, но формирование способности к самостоятельной деятельности.

Программа Н.А. Рыжовой "Наш дом - природа" также предусматривает осуществление проектно-исследовательской деятельности как метода осуществления педагогического процесса. Так в рамках данной программы реализуется проект "Мое дерево", который будет рассмотрен более подробно в следующем разделе.

Программа "Расти умным, здоровым, смелым, умелым и воспитанным"

Реализуется на основе условно выделенных четырех учебных блоков, разделенных по видам деятельности:

"Расти умным" - учебная деятельность;

здоровым" - оздоровительная деятельность;

смелым" - исследовательская деятельность;

умелым" - практическая деятельность;

воспитанным" - воспитательная работа.

Проектно-исследовательская деятельность применима в рамках взаимосвязанных третьего блока - "исследовательская деятельность" и четвертого блока - "практическая деятельность".

Проектно-исследовательскую деятельность можно осуществлять не зависимо от условий конкретного ДОУ, т.к. она дает широкое пространство для творчества. Например, в любой местности можно обнаружить подходящие для наблюдения природные объекты: различные растения, насекомых, птиц, которые могут стать объектами проектно-исследовательской деятельности.

Кроме того, проектно-исследовательская деятельность может объединять как дошкольников, так и школьников, при этом задачи должны распределяться в соответствии с возможностями каждого из них.

Проектно-исследовательская деятельность может объединять педагогов различной направленности (воспитатели, учителя экологии, физвоспитания и др.), а также родителей.

В любом случае, независимо от того, где, как и с чьим участием организуется проектно-исследовательская деятельность, целесообразно придерживаться следующих рекомендаций, предложенных Н.А. Рыжовой:

Работу следует организовать так, чтобы у каждого ребенка было желание участвовать в исследовательской деятельности, проявлять инициативу, чтобы дети осознавали, что экологический проект содержит такие задания, которые будут для него интересны и которые никто кроме него, не сможет выполнить.

Необходимо предоставлять детям свободу выбора. Несмотря на то, что в проекте существует ряд заданий, которые выполняются всеми участниками проекта, кто-нибудь из детей может внести свое предложение: осуществить наблюдение, сделать рисунки. Свобода выбора должна реализовываться и в процессе определения объекта исследования. В действиях детей должна проявляется их индивидуальность. Разнообразные работы, в основе которых лежат самостоятельные разработки, гораздо интереснее сравнивать и обсуждать.

К любым наблюдениям детей следует относиться серьезно, и при этом хвалить их как можно чаще. Дети должны почувствовать всю значимость своей деятельности. Подобное отношение взрослого является прекрасным стимулом развития познавательного интереса ребенка.

Необходимо проявлять доброжелательность и заинтересованность в отношении детских исследований. Недопустимо говорить, что ребенок что-то выполнил неправильно, а его являются ошибочными. Это может привести к исчезновению у ребенка интереса к его работе. В случае, если кто-то из детей допустил ошибку, сделал неверные выводы, не нужно акцентировать на этом внимание, а лучше незаметно, совместно с ребенком при помощи наводящих вопросов проанализировать его деятельность так, чтобы ему стало самому понятно, где и в чем он не прав. Дети не должен бояться ошибиться в процессе исследований, к тому же стоит иметь в виду, что одни и те же явления и процессы можно рассматривать с разных сторон.

Следует избегать в своей речи назидательности, морализаторства и лозунгов. Вместо этого педагогу следует незаметно и доходчиво подвести детей к пониманию правил поведения в природе. Экологически грамотное поведение может основываться исключительно на понимании, но никак не на запоминании.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Выявление уровня сформированности экологических знаний у учащихся четвертых классов
Целью исследования является экспериментальное подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы. Опытно-экспериментальная работа включала следующие этапы: Констатирующий эксперимент. Цель - выяснить состояние проблемы формирования экологических знаний в контрольном и экспериментальном классах; опр ...

Общая характеристика игр при обучении учащихся 5–6 классов
В данном параграфе рассматривается свойства игры, основа классификации игр. Анализ педагогической литературы свидетельствует об отсутствии четкого научного определения самого понятия «игры». Понятие игра рассматривается: психологами, педагогами, биологами, экономистами. За многолетние исследования ...

Организация уроков русского языка с элементами проблемного обучения
Урок родился около четырехсот лет назад. Л. А. Каменский считается отцом его и учредителем. Существуя несколько столетий, урок не мог не трансформироваться. Он претерпевает изменения, но они происходят плавно, без резких движений. Урок всегда являлся и является основополагающим элементом образовате ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0244