Наиболее распространены дошкольные учреждения, работающие по программам С.Н. Николаевой "Юный эколог" и Н.А. Рыжовой "Наш дом - природа".
Исследование, проектно-исследовательская деятельность является важным элементом программ экологического образования, поскольку она способствует формированию экологической культуры личности, актуализации знаний, умений и навыков детей, способствует практическому применению данных знаний в процессе взаимодействия с окружающим миром. Проектно-исследовательская деятельность реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, дает возможность объединять коллективную и индивидуальную деятельность в рамках едино педагогического процесса. В конечном счете, данная технология обеспечивает рост личности ребенка.
Реализация экологического проекта способствует не только формированию основ экологического мировоззрения, и развитию ребенка как личности, но и оказывает оздоровительное влияние, поскольку значительная часть работы обычно проводится на открытом воздухе.
Проектно-исследовательская деятельность может осуществляться в рамках работы ДОУ как дополнение к общеразвивающим, комплексным программам ("Истоки", "Детство", "Развитие", "Радуга" и др.), так и в рамках программам экологического направления.
Так в программе С.Н. Николаевой "Юный эколог" отмечается, что материал программы должен реализовываться через различные виды практической деятельности: уход за животными и растениями, ведения календаря природы, проведение опытов, участие в подготовке и проведении акций.
Основной целью программы является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
В программе представлено пять разделов; первые два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания, третий прослеживает их роль в процессе онтогенеза - роста и развития отдельных видов растений и высших животных, в четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать, пятый раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой.
Таким образом, программа позволяет широко использовать проектную деятельность для реализации ее задач.
Основная цель программы Н.А. Рыжовой "Наш дом - природа" - воспитание гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Программа состоит из десяти блоков занятий, каждый из которых включает в себя обучающий и воспитывающий компоненты, постепенно переходя от простых к более сложным знаниям.
Пять блоков посвящены неживой природе ("Вода", "Воздух", "Почва", "Солнце", "Камни, песок и глина"), три блока - живой природе ("Растения", "Животные", "Лес") и два блока затрагивают взаимодействие человека с природой ("Я и природа", "Человек и природа").
В данной программе особое внимание уделяется вопросу формированию целостного взгляда на природу и человека. Дети получают первые представления о взаимосвязях, имеющих место в природе, и на этой основе формируются начала экологического мировоззрения и культуры, а следовательно, ответственное отношение к окружающей природной среде и к своему здоровью. Дети начинают осознавать, в какой тесной взаимосвязи между собой находятся компоненты природной среды и насколько сильно живые организмы зависят от среды своего обитания.
Человек в рамках данной программы рассматривается как неотъемлемая часть природы, что позволяет сформировать у дошкольников понимание проблем взаимоотношения человека и окружающей его среды, а также последствий человеческой деятельности.
Существенное значение в программе имеет нравственный аспект: формирование представлений о самоценности природной среды, формирование эмоционально положительного отношения к природной среде, выработка первых навыков экологически безопасного поведения, как природе, так и в повседневной жизни. У детей появляются первоначальные умения, дающие им возможность осуществлять практическую деятельность по охране окружающей среды.
Современная семья и её проблемы
Сегодня изменения происходят и в отношениях мужчин и женщин в семье. Их взаимоотношения, а также отношения разных поколений, степеней родства, родителей и детей разного пола и возраста не заданы жестко их положением в семейном клане. Теперь трудно выделить, кто кого “главнее” и в семье. Изменяется ...
Особенности высоких интеллектуальных технологий
обучения
К числу интеллектуальных образовательных технологий можно отнести интенсивные, креативные и высокие технологии обучения. "Термин "высокая технология обучения", так же как и родовое понятие "технология обучения", привнесен в педагогику из области техники. В последнее десятил ...
Способы активизации деятельности на уроках русского языка
Активизация деятельности через самостоятельные задания поискового и творческого характера Суть данного метода заключается в том, чтобы активизировать интерес к родному языку и повысить познавательную активность обучающихся в рамках данного предмета за счет подходов, отдающих приоритеты самостоятель ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.