Педагогика и образование » Использование элементов программированного обучения в процессе освоения курса информатики в основной школе » Особенности курса информатики на современном этапе

Особенности курса информатики на современном этапе

Страница 1

В последние годы в нашей стране активно проводится эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, затрагивающий все ступени образования.

Необходимость организации непрерывности обучения информатике в средней общеобразовательной школе назрела давно. Ещё Козьма Прутков сказал: "Нельзя объять необъятное", а наше среднее образование (и не только среднее) было построено как раз по такому принципу "всеядности". Ученики старших классов вынуждены изучать все предметы школьной программы в одинаковом объёме. Однако такое обучение не может обеспечить им достаточный уровень знаний и практических умений. Недостаток знаний по "нужным" дисциплинам обычно восполняется за счёт репетиторов, подготовительных курсов и т. д. Эта проблема остаётся актуальной и по сей день. Когда абитуриент становится студентом, выясняется, что полученных в школе знаний явно недостаточно, особенно это касается такой дисциплины как основы информатики и вычислительной техники, без которой не обойтись ни одному студенту, будь он в будущем программистом или преподавателем литературы.

Согласно "Стандарту основного общего образования по информатике и ИКТ" выпускник среднего общеобразовательного учреждения должен обладать достаточным набором компетенций для дальнейшего самообучения и саморазвития и использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

На самом деле информатику в одних школах изучают со второго класса, в других — с девятого, а то и с десятого, поэтому объём и наполнение курса в разных учебных заведениях различаются между собой, а абитуриенты имеют разный багаж знаний и умений. Кто-то умеет писать программы, работать с базами данных, создавать презентации, а кто-то просто имеет достаточно слабое представление обо всём.

В Министерстве Образования РФ ещё с конца 90-х годов прошлого века ставилась задача непрерывности образования в области информатики в общеобразовательной школе. Выпускникам школ (в том числе и учащимся, заканчивающим основную школу) особенно важно иметь целостную систему знаний в области информационных технологий, соответствующую требованиям государственных стандартов. Был разработан ряд программ по применению компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования: "Пилотные школы" - совместный проект с компанией IBM, Федеральная целевая программа "Электронная Россия", Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001—2005 годы" и др.

Школьный Курс Информатики условно делится на 3 этапа:

Начальный этап: учебный модуль "Практика работы на компьютере" в 3-4 классах;

Основной этап: основной курс "Информатика и ИКТ" в объеме 105 часов в 8-9 классах;

Старший этап: базовый (70 часов) или углубленный (280 часов) курс "Информатика и ИКТ" в 10-11 классах.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в VIII классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и IX классе – 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Школьное образование предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Информатика и ИКТ" на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Лексическое развитие ребенка в онтогенезе
Лексика ребенка формируется постепенно в ходе речевого общения окружающих с ребенком и знакомства с окружающим миром. Л.И. Белякова, обобщая данные изучения речевого и психомоторного развития детей от 0 до 5 лет, свидетельствует: 0 -1,5 месяца жизни – период интенсивного интонационного обогащения к ...

Программа экспериментального диагностического исследования
Цель диагностики: Изучение поведенческих характеристик детей склонных к уходу из семьи, безнадзорных детей. Определение уровня внутрисемейных взаимоотношений, ценностных ориентаций и жизненной позиции безнадзорных детей и подростков. Задачи: 1. Подобрать диагностический инструментарий. 2Провести ди ...

Специфика формирования нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
Сущность системы нравственного воспитания заключается в том, что в центре находится личность и индивидуальность ребенка, совершающая долгий и сложный путь внутреннего содержательного художественно-эстетического и нравственного становления. Нравственное и эстетическое воспитание должно осуществлятьс ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0105