Педагогика и образование » Игра в практике коррекционно-развивающего и образовательного процесса » Игра – важный инструмент оптимизации двигательной активности младших школьников

Игра – важный инструмент оптимизации двигательной активности младших школьников

Страница 9

Специальные оздоровительные игры, наряду с укреплением различных групп мышц, тренировкой вестибулярного аппарата, профилактикой нарушений зрения и осанки, снимают утомление, вызванное интенсивными интеллектуальными нагрузками и создают у детей состояние психологического комфорта.

Физический и психический компоненты в играх любого вида тесно связаны: дети не только реализуют потребность в активных движениях, расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательные навыки, но и учатся инициативности, самостоятельности, настойчивости, с одной стороны, а с другой — умению владеть собой, считаться с коллективом, согласовывать свои действия с действиями других игроков. Они являются хорошей тренировкой в быстром — в зависимости от изменяющихся обстоятельств, но в согласии с определенным планом — переключении внимания и развитии его гибкости.

Особое значение с позиций практики коррекционно-развивающего образования приобретает связь физического воспитания посредством игр с развитием познавательных процессов. Так, установлено положительное влияние подвижных игр не только на развитие физических качеств детей, но и на формирование структурных единиц психики: памяти — слуховой, моторно-слуховой, зрительной; воображения — творческого, воссоздающего, а также оригинальности решения задач; восприятия — степени развития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения; наглядно-образного и логического мышления — способности к анализу, сравнению и обобщению; произвольного внимания и таких его свойств, как переключение, распределение и устойчивость.

Вместе с тем задачи, решаемые средствами подвижных и спортивных игр, сводятся не только к повышению объема и разнообразия форм двигательной активности, восстановлению гармонии мышечной деятельности младших школьников и нормированию психофизической нагрузки, но и к обретению ими утраченной, но все еще крайне необходимой игровой среды. Огромный интерес детей этого возраста к свободной двигательной деятельности, в том числе игровой, подтверждается исследованиями. Так, по данным анкетного опроса, свободного времени у учеников начальной школы в течение дня остается около 3 ч. Проводят все это время на воздухе 37,8 % опрошенных девочек и 33,3 % мальчиков, гуляют менее 2 ч соответственно 16,2 и 12,8 %. В выходные дни пребывание на улице оказывается более продолжительным.

Так, около 3 ч проводят на воздухе 71,1% девочек и 76,9% мальчиков, менее 3 ч — 2,7 % девочек и 2,5 % мальчиков. Во время прогулок большинство детей предпочитают двигательную активность — 64,8 % девочек занимаются преимущественно прыжками со скакалкой и 59,5 % — бегом. У мальчиков наибольший интерес вызывают упражнения в беге — 82,0 % и игры с мячом — 78,6 % (Р. Белякова, 1998).

Ставя, в ответах на вопрос о любимых занятиях на одно из первых мест физические упражнения, бег, подвижные игры, дети реально уделяют им не так много времени. Как основные занятия в свободное время и мальчики, и девочки называют все-таки телевизор (!) и игры с друзьями. Родители также среди занятий детей в свободное время на первое место ставят просмотр телепередач, а на второе — общение с друзьями (Л.Семенов, Т.Губарева, 1998).

Анализ существующей игровой практики и структуры игр подвижного и спортивного характера, используемых на уроках в общеобразовательной школе, показывает, что набор предлагаемых ученикам игр стереотипен, запрограммирован под «умения» педагога, а не под желание детей и во многом носит отпечаток формальности. Кроме того, игровые дисциплины в школе делят учеников на «недогруженных» и «перегруженных». К первой группе относятся те из них, кто от природы имеет хорошие физические данные и дополнительно занимается спортом вне стен школы. Во вторую, преобладающую группу входят учащиеся, которым по разным причинам изначально не была привита любовь к двигательным играм. Наконец, проводимые в школе двигательные игры не получают своего логического продолжения и закрепления навыков в досуговой деятельности младших школьников.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Урок-суд, как вид инновационных учебных занятий
Уроки с использованием игры, являются познавательным инновационным видом, учебно-познавательной деятельности с использованием активных методов обучения. Именно во время проведения таких занятий, моделируется ситуация прошлого или сегодняшнего, "оживают" детали прошлого. Одним из видов инн ...

Методические особенности проектно-творческой деятельности на уроках трудового обучения учащихся начальной школы
Метод проектов – система обучения, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих новизной, ...

Использование игровых методов на уроках английского языка
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Применение иг ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0082