Следует признать, что часто профконсультация не интересна школьникам. Одна из причин этого - недостаток активирующих методов, делающих процесс профконсультирования более насыщенным и привлекательным.
Многие специалисты в поисках такой привлекательности нередко обращаются к сложным психодиагостическим методикам (тестам), часть которых заимствованы из других областей психологии и не всегда пригодны для решения собственно профориентационных задач. Нередко также тесты обладают высокой степенью стандартизированности, что ограничивает не только самостоятельность учащихся, но и творческие возможности самих профориентаторов, вынужденных строго выполнять условия экстремальной процедуры.
Некоторые профконсультанты строят свою работу исключительно на психотерапевтической основе, как бы «очаровывая» школьников доброжелательной атмосферой консультирования. Сложности подросткового возраста во многом оправдывают его. Но если профконсультант ограничивается только принципом «Не навреди!» и даже не стремится к конструктивному решению проблем подростка, то можно ли говорить о профессиональной консультации? Иногда профконсультант вообще считает, что школьник не способен принять разумное решение.
Профконсультация должна развиваться как «живое» взаимодействие психолога и школьника. Вместе с консультантом, решая проблему профессионального выбора, подросток должен учиться сам составлять и корректировать свои профессиональные и жизненные планы.
Чтобы привить подростку вкус к самостоятельному решению своих профессиональных и жизненных проблем, сохраняя при этом возможность развития и расширения эмоционального контакта между ним и психологом, просто необходимо использовать профконсультативные игры.
Интересную и оригинальную игру «Советчик» предлагает Н.С. Пряжников. Ученикам раздаются бланки со списком класса. Их просят написать, какая профессия и учебное учреждение являются наиболее подходящими для каждого из учеников (в том числе и для себя). После этого профконсультант собирает заполненные бланки и зачитывает рекомендации, данные каждому из учеников.
Важным преимуществом игры является анонимность. Некоторые пишут печатными буквами, опасаясь узнавания почерка.
Наблюдения показывают, что при проведении этой игры, подростки охотно включаются в обсуждение проблем, связанных с выбором профессии, не стесняются высказывать свою точку зрения. Молодых людей явно интересует мнение о себе окружающих.
Анализ полученных данных позволяет выделить три неравные группы учащихся:
В первую группу (самую многочисленную) попадают те, чей профессиональный выбор совпадает с пожеланиями одноклассников. При этом подростки практически единодушно рекомендуют своему однокласснику следовать выбранному им пути.
Вторая группа представлена подростками, представления которых о себе полностью расходится с мнением одноклассников. Последние обращают внимание на некоторые особенности характера и личности одноклассника, которые либо не совместимы с выбираемой им профессий, либо являются важной составляющей другой профессии.
Самую малочисленную группу составили подростки, которых одноклассники видят дворниками, уборщиками (также назывались и другие подобные профессии). Интересно отметить, что подобные рекомендации никак не связаны со школьными успехами или неуспехами этих подростков. Их открыто не любят за грубость, невежество, лень, нечистоплотность (в прямом и переносном смысле этого слова).
В известном смысле полученные результаты заменяют социометрические обследования. По причине анонимности невозможно или трудно догадаться, кто и что написал. Однако очевидно, что подросткам неприятно выслушивать рекомендации стать массажисткой или вышибалой в ночном клубе. Вместе с тем, на основе игры «Советчик», есть возможность учащимся задуматься о тех чертах их личности, на которые явно или не явно обратили внимание одноклассники.
Методы, приемы и средства воспитательного воздействия
на личность
Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор прежде всего зависит от специфики поставленных целей и задач. Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются "инструментами прико ...
Социолизация ребенка в семье
Социолизация ребенка и его вхождение в свет людей начинается с самого рождения. Первым человеком в этом процессе становится мать. Именно она дает ребенку большую часть своей жизни, дает первые примеры любви, нежности, заботы, учить ребенка общаться с другими людьми. Вступая в жизнь, ребенок должен ...
Программные требования к преподаванию темы «Белки. Нуклеиновые кислоты» в
средней школ
№ урока Тема занятия Вводимые опорные понятия и представления. Формирование специальных навыков Актуализация опорных знаний, умений, навыков по химии и междисциплинарным наукам 1. Белки – строение и свойства (2 часа) Знать основные аминокислоты, образующие белки; понятие о первичной, вторичной и тр ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.