Педагогика и образование » Виды игр и технологии их применения при изучении информатики в пятых и в шестых классах » Игры как обучающий процесс

Игры как обучающий процесс

Страница 1

В данном параграфе понятие «игра» рассматривается как элемент процесса обучения.

Игровые технологии рассматриваются как часть педагогических технологий, рассматривается классификация педагогических технологий, специфика игр. Приводятся различные классификации игр, их функции, рассматриваются примеры.

Информатику в школе начали изучать с 1985 года, с этого времени прошло больше 20 лет. За прошедшее время были выделены содержательные линии курса, определен стандарт образования по информатике, но вопросы о том, какому содержанию и в каком объеме учить, до сих пор представляет большой интерес для педагогов–исследователей. Основные усилия педагогов направлены на создание программ, учебников и учебно–методических пособий, сегодня, однако повышенное внимание уделяется изменению средств и организационных форм обучения.

Существует большое количество разнообразных методов обучения. Наиболее распространенными методами обучения являются объяснительно–иллюстративный и репродуктивный метод, где главным признаком является воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя. Методы обучения обогащают знаниями, умениями, навыками и формируют основные мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Для школьной информатики традиционным методом обучения считается следующий: первую часть урока учащиеся слушают теоретический материал, а вторую часть урока – занимаются практической работой на компьютерах. Эффективность этого метода проверена многолетней практикой, и он завоевал себе прочное место на всех этапах обучения во многих школах.

Минусом традиционного обучения является то, что могут возникать ситуации, в которых работает только учитель, а некоторые учащиеся перестают принимать активное участие в работе. Несмотря на это учителю необходимо научить учеников творчески мыслить, подготовить их к жизни. К сожалению, в школе этому недостаточно уделяют внимания.

Чтобы улучшить процесс обучения, сделать его более эффективным и интересным стали применять методы активного обучения, к которым относятся игровые методики.

Методы активного обучения, отличающиеся высокой степенью вовлеченности, создают возможности для формирования у учащихся познавательной мотивации, изменяют роль учащегося, превращая его из пассивного слушателя в активного участника процесса обучения.

Игровые методики повышают эффективность учебного процесса, уменьшают время на изучение учебного материала, превращают процесс обучения в творческое и увлекательное занятие.

Использование учителем в своей практике игровых методик позволяют ему достигать целого ряда развивающих целей, таких как умение, аргументировать свою точку зрения, совершенствование внимания, памяти, мышления, воображение.

Но все же, несмотря на все плюсы использования игровых методик на уроках информатики учителями еще недостаточно. Чаще используются следующие методы и формы обучения:

диалоги;

работа в группах;

информационные минутки;

эвристический подход.

Остановимся подробнее на каждом из них.

Диалог – это тип речевой коммуникации, которая осуществляется, в отличие от монолога, в виде словесного обмена репликами между двумя, тремя и большим числом взаимодействующих собеседников. Диалог активно используют в театрализованном представлении и в процессе обучения. На уроках необходимо развивать такие диалоги как: «ученик – ученик», «ученик – учитель».

Работа в группах – это выполнение задания учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога.

Информационные минутки – это форма обучения, занимающая по времени не больше минуты и содержащая новую информацию. Информационную минутку целесообразно начать с диалога. Ученики должны, опираясь на личный опыт и знания, полученные на предыдущем уроке во время информационной минутки, отвечать на поставленные вопросы.

Эвристический подход – непрерывное открытие нового. Этот подход позволяет педагогу предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.

Учителю необходимо владеть всеми перечисленными выше методами обучения, это позволит разнообразить процесс обучения и повысить его эффективность. Учителю, обучающему учащихся пятых и шестых классов наибольший акцент нужно делать на проведение уроков с разными формами учебной активности, например, игр. Это связано с тем, что игры, включают в себя практически все формы работы (индивидуальную, фронтальную, групповую, коллективную) предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребенка. Также игра создает порядок, который так ценен и необходим в современном нестабильном и беспокойном мире. В игре существует система правил, которую невозможно нарушать. С помощью игры ученики могут сплотить уже имеющийся коллектив или создать коллектив, если такого нет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Яснополянская школа Л.Н. Толстого как творческая лаборатория педагога
Яснополянская школа Л.Н. Толстого. В своих первых статьях по вопросам воспитания Л.Н. Толстой резко критиковал современную ему педагогику за абстрактность, догматизм, оторванность от жизни. Он признавал школьный опыт и деятельность учителей важнейшим источником педагогики. Яснополянская школа была ...

Сущность понятия «мышление» и его основные виды
Познание окружающей действительности учащимися начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии. ...

Методика проведения подвижных игр с бегом у детей старшего дошкольного возраста
В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с бегом отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на о ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0292